Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!», открытия которой ждали больше 100 дней
В Париже в Центре Помпиду открылась выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!». Сам художник, болгарин Христо Явашев, выбравший себе творческое имя Христо, не дожил до этого дня совсем немного – умер 31 мая в Нью-Йорке, за две недели до своего 85-летия. Но экспозиция в центре Помпиду выстроена в полном соответствии с его пожеланиями, ведь готовили ее еще при жизни художника, а открыть должны были 17 марта. Помешал COVID-19 и объявленный во Франции по случаю пандемии карантин.
Даже сейчас, более трех месяцев спустя, открытие выставки «Христо и Жанна-Клод. Париж!» проходит без соответствующей значимости события помпы и официоза. Что делать: санитарные карантинные ограничения в музеях никто не отменял. Зато экспозицию продлили до октября 2020.
Экспозиция в Центре Помпиду складывается из двух больших разделов: первый – парижские годы художника – 1958-1964, второй – 1975-1985 годы – проект упаковки Пон-Нёф (Нового моста). Это рассказ о том, как 23-летний уроженец болгарского города Габрово Христо Явашев приехал завоевывать Францию – без денег и документов, но с большими амбициями. 7 лет спустя он сменит Париж на Нью-Йорк, где и проживет еще полвека до самой смерти. Из французской столицы Христо уедет не с пустыми руками: с женой француженкой Жанной-Клод, сыном, и новым именем – художник Христо. Вторая часть экспозиции посвящена грандиозному проекту упаковки Пон-Нёф, на подготовку которого у Христо в соавторстве с супругой Жанной-Клод ушло десять лет.
Это целая повесть-летопись о том, как знаменитый парижский мост волею художников был обвернут 41000 квадратным метром золотистой ткани: зрители увидят не только три сотни эскизов, чертежей и подготовительных рисунков художника, но и целую стену архивных документов – разрешений и категорических отказов чиновников разнообразных ведомств, запросов и пояснительных записок. А еще в экспозиции представлены фотографий людей, задействованных на разных этапах проекта – инженеров, политиков, водолазов, альпинистов. И занявший целый зал макет – тот самый, что Христо выставил тогда в витрине универмага Samaritaine, чтобы склонить на свою сторону скептически настроенных рациональных парижан, недоумевавших, зачем, вместо того, чтобы построить новые ясли или школу, выбрасывать уйму денег на двухнедельную, и бессмысленную, по их мнению, блажь. На выставке есть и рулоны той самой золотистой ткани в тон местного песчаника, и специальная металлическая арматура, установленная для защиты камней моста.
За две недели художественной акции по обвертыванию Нового моста, ее увидели 3 миллиона человек.
Эпопея добывания у властей Парижа разрешения на нее заняла 10 лет. Впрочем, так было с большинством проектов арт-дуэта. Художники действовали нестандартно – отказывали спонсорам, не просили гонораров или денег на работы. Не зависеть от чьих-то денег и воли, творить ради самого акта искусства, иметь творческую свободу – концепция Христо и Жанны-Клод. Чтобы найти средства, они брали кредит под залог своего имущества и прошлых и будущих продаж. Чтобы погасить кредит – продавали документацию, эскизы, части инсталляций. Так родились и были осуществлены проекты, принесшие Христо и Жанне-Клод всемирную славу: «Бегущая изгородь. Калифорния» (1972—1976) – стена из ткани длиной в 24 мили; «Обёрнутый рейхстаг. Берлин» (1971—1995) – историческое здание, упакованное в 100 тысяч квадратных метров серебристой ткани; «Окружённые острова. Бискайский залив. Большой Майами. Флорида» (1980—1983) – одиннадцать искусственных островов в Бискайском заливе, окруженных розовой тканью; «Зонтики. Япония — США» (1984—1991), когда в один день, 9 октября 1991 года на холмах и долинах в Японии и Калифорнии одновременно открылись 3100 зонтиков – каждый высотой 6 метров, диаметром 9 метров.
А как же нашумевший проект упаковки Триумфальной арки в Париже? Ведь нынешняя выставка задумывалась как своеобразная преамбула этой амбициозной акции со знаковым архитектурным памятником французской столицы, о которой художник думал, начиная с 1961 года – свой первый фотоколлаж арки, запакованный в бумагу, Христо сделал еще в 1961 году. Кураторы Центра Помпиду настроены оптимистично – основные подготовительные работы по сути уже завершены: готов макет в масштабе 1:50; получено большинство необходимых разрешений; проверены материалы – ткань, веревки, крепления; состоялись все примерки. Со стороны Христо, лично вникавшего каждую деталь, также было дано полное подтверждение. Так что если бы не вмешалась пандемия, осенью этого года можно было бы приступить к монтажным работам по упаковке Триумфальной арки. Будем надеяться, что проект, в который Христо вложил столько труда, все-таки осуществиться – как дань памяти и последний реализованный замысел художника-мыслителя, всю жизнь создававшего искусство свободное от обладания и купли-продажи.
Christo and Jeanne-Claude Paris!
1 июля 2020 – 19 октября 2020
Galerie 2 – Centre Pompidou, Paris
www.centrepompidou.fr