Вокруг света

Жоржу Помпиду- Музею и Президенту

Этим летом исполнилось 100 лет со дня рождения Жоржа Помпиду, «президента, направившего Францию по подлинно современным рельсам…» – как считает нынешний французский президент Николя Саркози, выступавший на родине Помпиду – в овернской деревеньке Монбудиф.

Его родители были учителями, деды – крестьянами. Помпиду и сам внешне напоминал крестьянина из французской глубинки – и именно таким выглядит он на портрете работы Вазарели, что красуется у входа в Государственный центр искусств и культуры, носящий его имя…

Жорж Помпиду, (полное имя Georges Jean-Raymond Pompidou), 19-й президент Французской Республики, родился 5 июля 1911 года. В 1931 году Помпиду поступил в Высшую нормальную школу на филфак. После окончания он преподавал литературу в парижском лицее Генриха IV. Одновременно он окончил Высшую школу политических наук.

В 1935 году Помпиду женился на Клод Каур. Супруги поселились в Орвийе (деп. Ивелин). Свое жилище владелец провидчески нарек «Белым домом».

С началом Второй мировой войны Помпиду идет служить в армию. Там он служит вплоть до разгрома Франции в 1940-м.

В 1944-м он пишет исследование о трагедии Расина «Британик». А в 1955-м выходит его исследование творчества Андре Мальро, близкого сподвижника де Голля, будущего министра культуры. В дальнейшем, в 1961г. в издательстве «Ашетт» выйдет «Антология французской поэзии», составленная Помпиду, которая считается классикой жанра.

Член правительства

После освобождения Франции Помпиду знакомится с де Голлем. Их тесные личные и деловые отношения длились без малого четверть века – и закончились драматически…

Ж. Помпиду был верным соратником де Голля, одним из создателей партии «Объединение французского Народа». Когда же (в 1953 г.) де Голль временно отошёл от политики, Помпиду перешел на финансовую стезю: стал гендиректором Банка Ротшильдов (1953-1958 г.).

По возвращении де Голля к власти (1958 г.) в карьере Помпиду наступает стремительный взлет. Он заседает в Конституционном совете. Участвует он и в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в 1962. После референдума Помпиду стал премьер-министром. Он пробыл на этом посту шесть лет (1962-1968) – поистине рекордный срок в истории республиканской Франции.

В этот период Помпиду активно участвует во внешнеполитической деятельности де Голля и его команды. В ноябре 1964 он первым назвал ядерные силы НАТО в Европе «разрушительными» и «провокационными» и затем способствовал выходу страны из военной организации Североатлантического Альянса.

События мая 1968-го и конфликт с Де Голлем

Помпиду вел секретную тетрадь, куда включал врагов –известных ему и потенциальных. К ним он смог бы отнести и де Голля…

Причина – рост популярности Помпиду, в особенности в связи с майскими событиями 1968-го. В отличие от авторитарного и непредсказуемого де Голля, Помпиду, сам университетский преподаватель, смог найти общий язык с лидерами бунтарей. Именно благодаря ему майские события не привели к человеческим жертвам. Все это стоило ему хороших отношений с правителем.

На выборах лета 1968 года открыто проявились, с одной стороны, недоверие самому де Голлю, а с другой – доверие к Помпиду. Это стоило премьеру его места. Генерал тогда иронически сказал, что отправляет Помпиду в «резерв Республики». А сам Помпиду на вопрос о своём политическом будущем заявил: «Политического будущего у меня нет; у меня есть политическое прошлое и будет, если Богу угодно, государственное будущее!» Тем самым он намекнул, что собирается баллотироваться в президенты.

И «ближний круг» де Голля тотчас же стал готовить на экс-премьера компромат…

Скандал

Осенью 1968 г. «Фигаро» публикует фото некоего сомнительного сборища. Там якобы можно узнать супругу Помпиду Клод. Разумеется, вскоре было доказано, что это фото – сфабрикованная фальшивка.

Комплот бьл шит белыми нитками – и привел к окончательному разрыву правителя с его визирем.

В ночь на 28 апреля 1969 года 78–летний де Голль ушёл в отставку. Конфликт канул в Лету, а Помпиду в одночасье из опального политика превратился в лидера. Он выставил свою кандидатуру 29 апреля.

Согласно Конституции, после отставки де Голля временно исполняющим обязанности президента стал председатель Сената, право-центрист Ален Поэр. Этот потомок древних французских королей Меровингов  также выставил свою кандидатуру на пост президента. Помпиду победил кандидата королевских кровей: 19 июня 1969 года Конституционный совет провозгласил его президентом.

Политик на вершине власти

Помпиду был большим прагматиком, нежели генерал. При этом Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в 1967–м, а в 1970 и 1971 Ж. Помпиду и Л. Брежнев обменялись государственными визитами. Во время первого (Москва, 6–13 октября 1970) был подписан протокол между Францией и СССР.

Болезнь и смерть

Трагическая ирония судьбы: 3 апреля 1973 года Помпиду предложил конституционную реформу, которая бы сокращала срок полномочий президента республики с 7 до 5 лет. Однако правление Помпиду было досрочно прервано его кончиной именно на пятом году президентства.

В конце 1973 года года Помпиду заболел редкой формой лейкемии. Возвратясь из Пицунды, куда он направился для переговоров с Брежневым, Помпиду почувствовал приближение смерти. В 21 час вечера 2 апреля 1974 года девятнадцатый президент Франции скончался.

Свершения

С именем Помпиду связывается первая станция скоростного метро, получившая имя Шарля де Голля, как и у Международного аэропорта, открытого в марте 1974-го им. Шарля де Голля. А в целях модернизации Парижа при нем были воздвигнуты бетонные футуристические башни, прозванные в народе «пеналами Помпиду».

И все же в народной памяти Жорж Помпиду остается даже не столько как политик и финансист, но – и прежде всего – как создатель Центра современного искусства и культуры, возведенного на плато Бобур.

Бобур на просвет

«Бобур» – так в народе кличут французский Государственный центр искусств и культуры, который носит имя вдохновителя проекта Жоржа Помпиду. Расположен Бобур на территории старинных гигантских рынков. «Здесь будет Центр современного искусства заложен!» – провозгласил в 50–х Помпиду, в то время генеральный директор Банка Ротшильдов. Будучи на посту премьера, Помпиду изложил свой проект де Голлю. Однако Андрэ Мальро, академику и тогдашнему министру культуры, футуристические дерзания главы правительства по вкусу не пришлись. Автор «Воображаемого музея» воспротивился намерению премьер–министра «вспороть чрево Парижа»…

Но став президентом, Помпиду немедленно принимается за «великую стройку». Его мечта осуществилась –но увидеть ее воплощение ему так и не довелось. После смерти Жоржа Помпиду строящийся музей чуть не снесли – вернее, не развинтили. Ведь этот Центр –творение 70–летнего Ренцо Пьяно совместно с британцем Роджером Роджерсом – по сути остроумная и ироничная «урбанистическая машина», был словно создан, чтобы дразнить консерваторов. Многие называют его «самогонным аппаратом» из–за стеклянной лестницы– «змеевика» вдоль фасада. Еще его называют «космическим кораблем», чей экипаж вышел через стеклянный рукав и занырнул в соседний «Бассейн Стравинского» – творение швейцарских скульпторов Тингели и Ники де Сент–Фалль.

На самом деле Бобур – скульптура с односторонней поверхностью – самая настоящая «скульптура Мёбиуса». И с утра до вечера в этом здании из утопической фантастики снуют мириады созданий – проникают «сквозь стены» вверх, вниз, наискосок!

Открытие Бобура состоялось 31 января 1977 года. По особому декрету (от 1975 г.) там созданы четыре отдела: Центр промышленной эстетики, Публичная информационная библиотека, Научно–исследовательский акустический институт (под руководством авангардиста–композитора Пьера Булеза) и, конечно, Музей современного искусства – мировой центр притяжения для всех ценителей авангарда.

•••

Особое место – Бобур! Ты здесь не посетитель, а житель; ты часть внутреннего пейзажа, экспонат, винтик огромного станка по производству эмоций. «Твое любопытство – горючее, вызывающее к жизни Машину Времени, чье имя – Бобур», написано в путеводителе.

Через стекла фасада видна на просвет площадь. Там с утра до вечера кувыркаются мимы, проповедуют пророки, поют певцы, рисуют художники. А тысячи тысяч зевак жуют тысячи тысяч гамбургеров – наиболее распространенную пищу среди человечества моложе 20–ти.

И если подняться в Музей по стеклянному «змеевику» – обнаружишь самые главные шедевры ХХ века. Нашлось место и для русского авангарда, и даже советского пост–концептулаизма – вернее, отдельных его представителей…

Кабаков и К°

…Обыкновенный забор из некрашеных досок. Над дощатыми воротами надпись: «Выставка Ильи Кабакова «Так мы живем»». В холле Бобура лабиринт из советских бытовок с интерьерами 50–х. По комнатам вереницей тянется вернисажная толпа, стильная, современная – два мира, проходящие один сквозь другой, не соприкасаясь, не замечая… Такова была игра Ильи Кабакова, автора инсталляции в парижском Бобуре середины 90–х. А в 1989 г. там же состоялась персональная выставка Эрика Булатова.

Увы, подобные выставки – в целом не правило, а исключение. Да и вообще, представителей «второго российского авангарда» в Бобуре по сей день по пальцам перечтешь. Вот почему, еще в 1981–м, на открытии магистральной ретроспективы авангарда «Париж–Москва», группа современных российских художников во главе со скульптором Игорем Шелковским, внесла в Центр Помпиду супрематистский «гроб Малевича» в знак протеста против советской цензуры и предвзятости западных кураторов в отношении художников – эмигрантов из СССР.

При этом и на первый русский авангард здесь особо сильно не тратятся. И хотя Шагал до Бобура дошагал, почти все работы русских мастеров музею подарены. А у Малевича под картиной “Бегущий человек” читаем: “Анонимный дар 1978 года”. (Злые языки при этом утверждают, что картина вывезена из СССР контрабандой.)

В 1984 году Нина Кандинская преподнесла Бобуру шесть десятков работ «отца абстракции», незадолго до своей трагической гибели. Заметим, что до этого благородного жеста Бобур приобрел у Кандинского всего одну гуашь…

Машина времени

Каков все же главный вектор Бобура? Возможно, само Время. Не случайно на 10–летие Центра президент Ф. Миттеран подарил юбиляру «часы наоборот», отсчитывающие секунды до конца тысячелетия. А по соседству с Бобуром, в «Часовом квартале» на фасаде одного из зданий укреплены любопытные часы–автомат «Защитник времени» – творение скульптора Жана Монестье. Бронзовый «защитник» с молотом в руках ежечасно вступал в борьбу с одним из трех чудовищ, символизирующих «Землю», «Море» и «Воздух». А затем сражался сразу со всеми тремя..

Сегодня, увы, часы стоят – из–за протеста жителей окрестных домов, которым ежечасные удары молота били по мозгам.

Воистину нас бьют часы!

Leave a Reply