«Вермеер: Величайшая выставка» — шанс побывать на историческом туре
Серия «Выставка на экране» стала известна своими исследованиями творчества отдельных художников, в которых ключевые произведения искусства помещаются в биографический контекст. В последнем фильме–экскурсии показана выставка Вермеера, которая в настоящее время проходит в Рейксмузеуме в Амстердаме. Билеты на распроданы на все четыре месяца проведения выставки.
Фильм рассказывает о жизни Иоганна Вермеера, сына торговца произведениями искусства, который вел мирное существование в Делфте в середине XVII века и умер без гроша в кармане в возрасте 43 лет. Мы мало знаем о жизни Вермеера, нет ни писем, ни дневников, ни документов. В отсутствие фактов биографии художника фильм использует несколько иной подход, пытаясь узнать о человеке через его картины.
«Вермеер: Величайшая выставка» представляет собой единственный реальный шанс для большинства людей пройтись по галерее. Конечно, личное присутствие всегда предпочтительней, но благодаря фильму можно окунуться в атмосферу выставки в любой части мира. И при этом избежать столкновений с толпой, чтобы увидеть произведение искусства величайшего мастера.
В центре внимания крупнейшая в истории выставки в Амстердаме, на которой представлены 28 из 35 известных работ художника. В фильме показаны яркие, неторопливые крупные планы произведений искусства, сопровождаемые непрерывным потоком научных комментариев кураторов и критиков. Неторопливость, с которой камера рассматривает картины, вполне уместна для художника, работающего в тишине и утонченности. Есть понимание, что выставка Вермеера не требует нашего внимания, она требует нашего времени.
Картины показаны в особом порядке. Они сгруппированы так, чтобы провести зрителя в хронологическом путешествии по различным фазам художественного развития Вермеера, возвращаясь к некоторым из них, исследуя разные темы.
В процессе просмотра фильма, возможно, самые интересные выводы исходят от куратора, который месяцами проводил рентгенографию и консервацию «Женщины, читающей письмо». Она с заразительным энтузиазмом рассказывает о том, как Вермеер наслаивал разные оттенки цвета, рисуя край синей мантии.
Вермеер не был человеком, заинтересованным в воссоздании чужих представлений о великолепии, а, скорее, в поиске великолепного и возвышенного в повседневном опыте. Его предпочтение изображать женских персонажей обеспечило дополнительный доступ к миру, часто скрытому от глаз. Его героини, в частности, имеют больше свободы действий в его историях, чем обычно — они никогда не являются просто объектами для зрителя, которыми можно просто наслаждаться.
Вермеера сравнивают с кинорежиссером, и нетрудно понять, почему. Он запечатлел непритязательные моменты, которые не обязательно попадут на постер к фильму. Доярка готовит пудинг; богатая женщина с энтузиазмом пишет письмо, а ее горничная смотрит в окно. Они читаются как кадры из фильма. Эти повседневные сцены, написанные Вермеером, становятся неземными.
Представлена и техничность Вермеера: обсуждается его применение света в «Девушке с жемчужной серёжкой» (1664-67). Как он ложится на кожу, на жемчуг. Блеск у обоих разный, и кропотливый процесс Вермеера приводит к отделке, на которой трудно разглядеть мазки кисти. Но по мере того, как мы пробираемся через галерею, резонирует грандиозность видения Вермеера. Запись обыденного и обретение психологической глубины.
Цель «Выставки на экране» — сделать искусство доступным — здесь становится очевидной. Поскольку большинство не смогут увидеть выставку в реальной жизни, фильм становится незаменимым гидом, предлагая беспрепятственный обзор пространств галереи. Это также свежий взгляд на Вермеера.
«Выставка на экране» не только устранила барьеры на пути к этому, но и их фильм, что особенно важно, свидетельствует об огромных усилиях, которые потребовались, чтобы собрать воедино все эти работы. Из-за масштабности и стоимости, привлечения галерей и музеев со всего мира шанс увидеть эти картины еще раз в одном месте крайне маловероятен.
По материалам: The Guardian, EyeForFilm, The Reviews Hub