«Спрятанный» Модильяни портрет воссоздал искусственный интеллект
С 10 июня в лондонский галерее Lebenson можно будет увидеть «Спрятанный портрет». Столь интригующее название – вовсе не маркетинговый ход.
В Lebenson Gallery покажут воссозданный при помощи искусственного интеллекта портрет Беатрис Гастингс – возлюбленной Амадео Модильяни. Более столетия изображение скрывалось под «Портретом девушки» (1917), который итальянский художник написал поверху позднее.
Впервые об этом стало известно в 2017 году во время подготовки к большой выставке работ Модильяни в галерее Тейт Модерн. По ходу технического исследования принадлежащего музею «Портрета девушки», был сделан рентгеновский снимок полотна.
Каково же было удивление сотрудников, когда они увидели результаты: оказалось, что под знакомым им портретом скрывался другой, более ранний. Рентгеновские лучи открыли призрачные очертания женской фигуры в полный рост. Куратор музея Нэнси Айрсон предположила, что это портрет Беатрис Гастингс, которую Модильяни мог написать в 1916 году, незадолго до их разрыва.
Почему год спустя художник нарисовал поверху портрет неизвестной девушки, можно только гадать. Испытывал финансовые трудности, не было денег на новые холсты? А может быть, таким образом, хотел вычеркнуть Беатрис из своей жизни, стереть память об их неудавшихся отношениях?
С Беатрис Гастингс – южноафриканской писательницей и журналисткой из Лондона – Модильяни повстречался в Париже, в 1914 году. Она стала его первой серьезной любовью. Беатрис, на пять лет старше художника, была яркой личностью: любовников объединяла страсть к чтению и поэзии. Их двухлетний роман был бурным и неистовым, но обречённым на короткое бытие – слишком уж заводным темпераментом обладал каждый. Частые конфликты между любовниками вызывали не столько альковные похождения Беатрис (она слыла женщиной свободной, бисексуалом). Стычки между ней и Модильяни, подпитываемые абсентом, вином и гашишем, с настоящими сражениями и битьём горшков, происходили по творческим вопросам.
Модильяни написал 14 портретов своей любовницы, создал множество рисунков. Ряд критиков сходятся во мнении, что именно в те годы, когда они были вместе, художник работал наиболее плодотворно, развился и определился его фирменный стиль: удлиненные лица, шеи и тела. Кеннет Уэйн, ведущий эксперт по Модильяни, говорит: «Они были связаны интеллектуально. Беатрис была очень умна, Модильяни нащупывал свой путь в искусстве. Их диспуты, вероятно, прояснили его мысли».
И вот более столетия спустя с помощью рентгеновских лучей и искусственного интеллекта ученые из Университетского колледжа Лондона Энтони Бурачед и Джордж Канн воссоздали утраченный портрет любовницы Модильяни, напечатав его в цвете на 3D-принтере.
“Используя стандартные математические методы, мы можем увидеть края и контуры картин Модильяни так, как если бы они были нарисованы мелом на доске. Современные методы искусственного интеллекта также позволяют воспроизводить цвет и текстуру краски оригинальных произведений”, – сообщил Бурачед.
Еще в начале 2019 года Бурачед и Канн основали компанию Oxia Palus, главной задачей которой является воссоздание утраченных произведений искусства с помощью искусственного интеллекта. Разумеется, алгоритмы ИИ не могут в точности воссоздать картины в их первоначальном виде, но с помощью автоматического переноса стилей выдают приближенное к оригиналу изображение.
В рамках проекта NeoMasters Бурачед и Канн надеются заново открыть «скрытые картины» на холстах, которые художники использовали повторно – то ли из-за материальных трудностей, либо из-за неудовлетворенности первоначальными композициями. К примеру, в 2019 году ученые продемонстрировали две воссозданные работы, обнаруженные под картинами Пабло Пикассо «Старый гитарист» и «Нищенка, сидящая на корточках», а в 2020-м показали, как могла выглядеть Дева Мария с картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах».
Им помогал доктор Дэвид Дж. Сторк, специализирующийся на использовании компьютеров и искусственного интеллекта для изучения искусства. Сторк назвал методику «объединяющую технический анализ с искусствоведческой экспертизой важной возможностью узнать нечто новое о мировых шедеврах».
Что касается воссозданного портрета Беатрис Гастингс, то эксперт Кеннет Уэйн отметил, что «Модильяни часто изображал свою любовницу по-разному: иногда – с округлым лицом, иногда – с удлиненным, менялся и цвет волос. И пока он полностью не был уверен, что на «скрытом» портрете изображена именно она».
Как бы отнесся к акту возрождения своей картины искусственным интеллектом сам Модильяни, мы уже никогда не узнаем.
“Спрятанный” портрет будет представлен в Lebenson Gallery с 10 по 25 июня 2021.