Может ли искусство возглавить «зеленый» выход из пандемии?
Не секрет, что творческие личности – особенно те, кто добился известности и успеха – могут оказывать влияние на других людей. В то время как сектор искусства и культуры пытается оправиться от разрушительного воздействия пандемии, многие художники и музыканты предпринимают попытки предотвратить новый кризис – на этот раз экологический.
Одна из таких зеленых инициатив – уменьшение фестивальных отходов. Согласно данных исследования “Show Must Go On” (2020 г.) ежегодно музыкальные фестивали в Великобритании собирают около 5 миллионов человек. Негативная сторона таких массовых мероприятий – они производят около 26 тысяч тонн отходов.
Организаторы нового однодневного фестиваля Wide Awake, дебютирующего в сентябре этого года в Броквелл-парке на юге Лондона, ставят во главу угла «позитивную политику», учитывающую интересы климата: в рамках фестиваля они планируют использовать биотопливо и экотуалеты, не захоранивать отходы на свалках, а также запретить использование одноразового пластика.
К ним присоединился еще один музыкальный форум – Mighty Hoopla. «Мы создаем шаблон», – поясняет режиссер мероприятия Маркус Уидон. «В идеале это то, что со временем смогли бы применить другие фестивали и местные власти». После проведения этим летом в парке мероприятий Mighty Hoopla и Cross the Tracks группа проанализирует свой опыт, чтобы определить области, требующие улучшения. «Мы хотим быть предельно открытыми», – добавляет Джефф Бордман, занимающийся проектами устойчивого развития. – И хотя у нас нет ответов на все вопросы, мы уверены, что сможем их найти вместе с другими людьми».
Ряд музеев и галерей в Великобритании также продвигают идеи экологического исхода из пандемии коронавируса. Среди них – Hepworth Wakefield – крупный художественный музей в западном Йоркшире. Когда в 2019 году музей приступил к превращению пустующего участка земли в парк, никто и предположить не мог, насколько важным станет новее зеленое пространство для местных жителей во время карантина, когда общение в помещениях было запрещено.
«Нам хотелось создать не только новый оазис растений и экосистемы, но место, где люди смогли бы испытывать чувство общности», – объясняет Кэти Меррингтон, обладательница титула «Садовник культуры». – Во время пандемии мы убедились, что забота – это самое ценное, что нам нужно, но, к сожалению, не всегда приветствуется. А здесь люди могут увидеть, как я и волонтеры ухаживаем за общественным садом. И я надеюсь, это позволяет им ощутить немного заботы и о них самих».
Лондонская галерея Тейт Модерн также «позеленела» этим летом. В ходе инсталляции-акции художников Ackroyd & Harvey под названием «Желуди Бойса» на террасе самого большого музея современного искусства Великобритании было высажено 100 саженцев дуба. Два года назад галерея декларировала чрезвычайную климатическую ситуацию и обязалась сократить свой углеродный след к 2023 году на 10%. «Эта цель уже достигнута» – утверждает директор Tate Modern Фрэнсис Моррис, подчеркивая, что пандемия способствовала ускорению принятия решений: из-за сокращения бюджета и уровня активности музея в период карантина им удалось быстро продвинуть эти довольно радикальные решения.
Говоря о постпандемических планах галереи, Моррис отмечает, что они собираются замедлить темпы смены выставок-блокбастеров и больше сосредоточиться на показе искусства из собственного собрания. «Идеи о повторном использовании, переработке и ремонте весьма созвучны нашей постоянной коллекции», – считает директор Тейт Модерн.
Как уменьшить потребление энергии в зданиях, где проходят крупные концерты? Лондонский Southbank Centre представил интересную альтернативу: целое шоу их постоянного резидента – лондонского оркестра Sinfonietta – прошло исключительно с использованием циклической энергии. Во время нового представления под названием Houses Slide электричество для освещения сцены и усилителей обеспечивала группа велосипедистов на педалях – включая солистку Джессику Асзоди! Композитор Лаура Боулер уверена, что пандемия предоставила «невероятную возможность» для борьбы с изменением климата. «Людям пришлось искать новые способы творить и сотрудничать. Подобные проекты становятся «провокацией – ведь в центре решения проблем, связанных с изменением климата, лежит творчество».
Как, к примеру, в практике театральной труппы HandleBards, актеры которой путешествуют по Великобритании на велосипедах, используя реквизит, который могут носить на спине. При этом речь идет не о каких-то концептуальных минималистских спектаклях, а о пьесах Шекспира типа «Макбет».
«Единственное исключение – электрофургон со сценой», – объясняет Том Диксон, основавший вместе с другом Полом Моссом компанию, чтобы на практике изучить, как передвижные шоу могут сократить выбросы вредных веществ. «Что интересно, так это то, что эту модель могут рассмотреть другие туристические компании», – говорит он.
«Одно дело сократить свой собственный след, другое – вдохновить на это других людей. Вот где мы находимся в уникальном положении».
Но действительно ли стоит ожидать, что представители арт-индустрии станут уделять приоритетное внимание таким вещам после всех трудностей и разрушений, с которыми они столкнулись из-за Covid?
Основательница некоммерческой организации Julie’s Bicycle (JB), занимающейся вопросами устойчивости в творческих отраслях, Элисон Тикелл настроена оптимистично. «Сегодня мы наблюдаем такое невероятное возрождение творчества не только в этой стране, но и повсюду. Это ответ на огромные катастрофические изменения», – уверена Тикелл.