Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Великие людиКино

Бернардо Бертолуччи: режиссёр, который исследовал человеческую душу

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в городе Парма, Италия, в семье поэта Аттилио Бертолуччи. Это была семья, где творчество, литература и искусство были частью повседневной жизни. С детства Бернардо окружали книги, разговоры о поэзии и живописи. Его отец был не только известным поэтом, но и влиятельным литературным критиком, что давало юному Бернардо доступ к культурной элите Италии.

Бернардо Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи

Будучи ребёнком, он часто наблюдал за работой отца и впитал в себя любовь к слову и образу. Однако, помимо литературного наследия, Бернардо увлёкся визуальным искусством. Камера стала его новым инструментом самовыражения. Ещё подростком он снимал любительские фильмы, а первые его попытки режиссуры были настолько удачными, что он привлёк внимание профессиональных кинематографистов. Его юность прошла под влиянием неореализма, который в то время доминировал в итальянском кино. Режиссёры вроде Висконти, Де Сика и Феллини формировали новый язык кино, и юный Бертолуччи впитывал их работы как губка. Позже он признался, что именно эти мастера вдохновили его создать свой собственный стиль, сочетающий поэзию и кинематографический реализм.

Семейное наследие и интеллектуальная среда помогли Бернардо стать не только режиссёром, но и настоящим мыслителем. Его фильмы всегда были больше, чем просто визуальные истории: они предлагали глубокие философские размышления о человеческой природе, власти, свободе и личной идентичности.

Первый шаг в кино

Первые шаги в мире профессионального кино Бертолуччи сделал в 1961 году, когда стал ассистентом режиссёра у знаменитого Пьера Паоло Пазолини на съёмках фильма “Аккатоне”. Работа с Пазолини оказала огромное влияние на молодого режиссёра. Это был опыт, который познакомил его с реалиями кинопроизводства, а также дал возможность изучить процесс создания кинематографического повествования изнутри.

Однако Бертолуччи быстро понял, что роль ассистента — это не его предел. В 1962 году он дебютировал как режиссёр с фильмом “Костлявая кума”, который многие критики восприняли как продолжение традиции неореализма. Несмотря на скромный успех картины, работа показала, что у Бертолуччи есть уникальное видение, и привлекла внимание зрителей и кинематографистов. В этот период он активно экспериментировал с темами, стилями и формами, стараясь найти свой собственный голос. Он начал исследовать вопросы политической идентичности, свободы и конфликта между личным и общественным. Эти темы стали лейтмотивами всей его карьеры. Молодой режиссёр также проявил интерес к символизму и психологии, что стало его фирменным почерком. Даже в своих ранних работах он показывал способность работать с метафорами и визуальными образами, создавая фильмы, которые требовали от зрителей размышлений и анализа.

Прорыв в мировое кино

Настоящим прорывом для Бертолуччи стал фильм “Конформист” (1970). Это была адаптация романа Альберто Моравиа, исследующая тему политического конформизма и его последствий для личности. Картина рассказывает историю человека, который пытается вписаться в фашистское общество, подавляя свои собственные желания и убеждения. Фильм был высоко оценён критиками за его визуальную эстетику и сложный сценарий. Особенно выделялась работа оператора Витторио Стораро, который позже стал постоянным соратником Бертолуччи. Вместе они создали стиль, который балансировал между реализмом и сюрреализмом, используя свет, тени и цвет как важные элементы повествования.

“Конформист” стал для Бертолуччи не только успехом, но и точкой отсчёта его международной карьеры. Картина была номинирована на “Оскар” за лучший адаптированный сценарий, а сам режиссёр получил репутацию одного из самых перспективных авторов своего времени. Этот фильм также задал тон для многих его последующих работ, где политические и личные конфликты переплетаются, создавая многослойное повествование. Бертолуччи доказал, что он не просто режиссёр, а художник, который использует кино как инструмент исследования человеческой природы.

Скандальная слава

Следующим громким проектом Бернардо Бертолуччи стал фильм Последнее танго в Париже” (1972), который одновременно принёс ему славу и скандал. Картина с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях стала культовой благодаря своему откровенному изображению сексуальности и сложных человеческих отношений. Фильм вызвал бурю возмущений, особенно из-за сцен, которые на тот момент считались шокирующими. Его запрещали в нескольких странах, включая Италию, где режиссёра даже судили за “оскорбление общественной морали”. Однако, несмотря на критику и цензуру, картина стала коммерчески успешной и получила признание как новаторская.

Многие видели в “Последнем танго в Париже” глубокое исследование человеческой уязвимости, одиночества и стремления к близости. Однако за пределами художественного восприятия фильм вызвал споры, которые до сих пор обсуждаются. Особенно сложными стали вопросы этики, связанные с методом работы Бертолуччи, который, как утверждала позже Мария Шнайдер, не всегда был гуманным. Тем не менее, фильм укрепил статус Бертолуччи как одного из самых значимых режиссёров эпохи, способного ломать барьеры и открыто обсуждать табуированные темы.

Эпическая вершина: “Последний император”

Самой громкой и успешной работой Бертолуччи стал фильм “Последний император” (1987). Эта историческая драма, рассказывающая о жизни Пу И, последнего китайского императора, получила 9 премий “Оскар”, включая награды за лучший фильм и режиссуру.

Фильм стал первой западной лентой, получившей разрешение на съёмки в Запретном городе, что добавило картине аутентичности и грандиозности. История Пу И была представлена как личная трагедия на фоне глобальных изменений в Китае, и Бертолуччи сумел передать как масштаб событий, так и внутренний мир главного героя. “Последний император” был признан шедевром благодаря своему визуальному великолепию, глубокому сюжету и мастерской режиссуре. Бертолуччи сумел объединить историческую достоверность с эмоциональной силой, создав фильм, который стал эталоном для эпических биографий.

После триумфа “Последнего императора” Бертолуччи продолжил снимать, но его поздние фильмы стали более личными и менее политически заряженными. Среди них выделяются “Маленький Будда” (1993), исследующий буддийскую философию, и “Ускользающая красота” (1996), интимная драма о взрослении и поиске себя. Поздние работы Бертолуччи были менее популярны, но сохраняли его уникальный стиль и глубокое понимание человеческой природы. Он оставался верен своему художественному подходу, даже когда индустрия начала меняться.

Бернардо Бертолуччи ушёл из жизни в 2018 году, оставив после себя огромное наследие. Его фильмы до сих пор изучают, обсуждают и пересматривают, видя в них не только шедевры искусства, но и зеркала эпохи. Бертолуччи научил зрителей, что кино может быть больше, чем развлечением. Оно может стать способом исследовать сложные вопросы идентичности, власти, любви и свободы.