Культура в эпоху самоизоляции

«Оптическая революция» Яна ван Эйка»

Jan van Eyck. Annunciatie, ca. 1430-35. Olieverf op paneel, overgebracht op doek. National Gallery of Art, Washington, Andrew W. Mellon Collection

Эпитет «уникальная» по отношению к этой выставке – вовсе не гипербола. Экспозиция «Ван Эйк. Оптическая революция» в Музее изящных искусств бельгийского города Гент (Museum of Fine Arts Ghent, MSK) действительно дарит редчайшую возможность увидеть под одной крышей рекордное количество работ выдающегося фламандского мастера: здесь представлено 13 из 23 его уцелевших картин и рисунков. Крупнейшая в истории выставка работ художника приурочена к празднованию Года Яна ван Эйка в Бельгии, а город Гент, куда художник переехал 600 лет назад и создал знаменитый алтарь для церкви Святого Бавона – центром юбилейных торжеств.

Tydeman Maes. Twee engelen met de Arma Christi, ca. 1425-1435. Notenhout met oude polychromie en vergulding. Museo Nacional del Prado, Madrid. Photographic Archive. Museo Nacional del Prado. Madrid

Устроителям удалось заполучить на выставку такие потрясающие портреты Яна ван Эйка (ок. 1390-1441) как «Маргарита ван Эйк» из Брюгге, «Тимофей» из Лондона,  загадочную «Святую Варвару» из Антверпена, поэтичное «Благовещение» из вашингтонской Национальной художественной галереи и многие другие работы мастера, чья самобытная манера, оптический натурализм и невероятная степень детализации остаются уникальным явлением в живописи Фландрии 20–30-х годов ХV века. Экспозиция, в которую включены более 100 произведений, прослеживает влияние творчества ван Эйка на современников и последователей: работы фламандца представлены в окружении экспонатов из его мастерской, а также творений других мастеров позднего Средневековья – Фра Анджелико, Паоло Уччелло, Мазаччо, Бено́ццо Го́ццоли.  

Jan van Eyck. Madonna bij de fontein, 1439. Olieverf op paneel. Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerpen. © www.lukasweb.be – Art in Flanders vzw. Foto Hugo Maertens

Подлинное сокровище выставки – 8 панелей многостворчатого Гентского алтаря. На долю этого прославленного алтаря за шесть столетий выпало немало: почти каждый иноземный захватчик стремился во чтобы то ни стало завладеть им и увезти с собой – если не целиком, то хоть частями. В последний раз это случилось в годы Второй мировой войны, когда переправляемый бельгийцами на сохранение в Ватикан алтарь перехватили по дороге немцы и увезли в Германию. Лишь 75 лет назад гентский полиптих наконец-то возвратился на родину и с тех пор не покидал Гент.

Для тех, кто не успел посетить открывшуюся в феврале этого года выставку «Ван Эйк. Оптическая революция» до ее закрытия на карантин, музей изящных искусств Гента подготовил специальный виртуальный тур, который проведет куратор Till-Holger Borchert. Виртуальный тур состоится сегодня, 8 апреля, в 6 часов вечера по лондонскому времени здесь: www.facebook.com/flemishmasters