Музей Виктории и Альберта: Милый музей при классном кафе
Так рекламировал себя лондонский Музей Виктории и Альберта (V&A) в 1980-х. Дело в том, что три внутренних кафе музея оформляли в шестидесятые годы девятнадцатого века, используя каждый свою бригаду мастеровых, три ведущих дизайнера Англии тех времен: Эдвард Пойнтер, Джеймс Гейбл и Уильям Моррис. Последнего, как известно, считают отцом-основателем стиля ар-нуво. Елисейские магазины в России рядом с этими тремя залами кафе отдыхают. Собственно V&A был первым музеем в истории, открывшим у себя пище-точку для привлечения публики.
Что это за название такое для музея — «Музей Виктории и Альберта», что там хранится? Как часто бывает в Великобритании, традиция здесь важнее резона. Как в Британском музее мало «британского», так и V&A совсем не повествует о жизни августейшей пары XIX века. Это крупнейший в мире музей искусства и дизайна. Искусства в самом широком смысле: декоративного, прикладного, театрального, изобразительного, ювелирного, портняжного, текстильного и многих других.
Здесь располагается Национальная коллекция скульптуры и Национальная библиотека литературы по искусству. Есть в этом музее также все, что ассоциируется с понятиями «стиль» и «образец» — ремесленные изделия, изготовленные различными методами из всевозможных материалов разных времён и народов. Одновременно с этим показаны рабочие инструменты для различных ремесел и поясняется их применение. О масштабе коллекции судите сами: 2,75 миллиона экспонатов, 145 залов общей площадью 5 гектаров и протяженностью в 11 километров. На наше счастье в каждый конкретный момент в V&A демонстрируется всего 60-70 тысяч предметов коллекции.
Как возникла идея создать такой необычный музей, которому толком и определение не подберешь? V&A был основан в 1852 году по инициативе супруга королевы Виктории принца Альберта через год после Всемирной промышленной выставки, проходившей в Гайд-парке и ставшей прототипом всех последующих выставок ЭКСПО. Многие экспонаты выставки не покинули Лондон после ее закрытия. Кроме того выставка принесла большие доходы. И возникла идея: создать общественный институт, куда бы мог зайти любой ремесленник, художник, архитектор, инженер или просто зевака, чтобы почерпнуть что-либо полезное для своего дела, ремесла или просто полюбоваться плодами рукотворного труда других эпох и народов.
В Южный Кенсингтон музей переехал в 1857 году. Краеугольный камень нового корпуса заложила в 1899 году королева Виктория. Это было одно из самых последних ее появлений на публике. Именно тогда музей был переименован из Музея Южного Кенсингтона в Музей Виктории и Альберта. К слову говоря в 1909 году, когда под руководством блестящего архитектора Астона Уэбба было завершено строительство нового корпуса, находящийся по соседству Музей науки, который ранее был частью Южно-Кенсингтонского музея, получил полную независимость.
После строительства нового корпуса старый фасад 1857 года с фронтоном, прославляющим Великую промышленную выставку, её победителей и саму королеву Викторию, оказался в глубине музея. Сегодня его отделяет от корпусов Астона Уэбба просторный двор с овальным озерцом посередине.
Только на краткое перечисление того, что можно увидеть в V&A никакой статьи не хватит. Давайте хотя бы начнем список. Здесь есть «Зал Рафаэля», где экспонируются семь гигантских трафаретов, сделанных мастером высокого Возрождения для шпалер Ватикана. В V&A хранится самое большое в мире собрание рисунков британского художника-пейзажиста Джона Констебла. Ведущий британский художник середины XIX века Фредерик Лейтон создал на стенах две фрески длинной десять метров каждая с темами «Война» и «Мир». Длинной чередой тянутся залы изделий из стекла, металла, галереи моды, ювелирных изделий, изделий из серебра, залы витражей и дизайна XX-го века, зал архитектуры, искусства ислама, Китая, Индии, Японии, два масштабных зала гипсовых слепков…
В 2023 году в музее открылся новый, с иголочки, центр фотографии. Если добавить к этому чудесные интерактивные информационные дисплеи, расставленные по залам, стильные кафе с хорошим кофе, прекрасный магазин товаров и книг по дизайну, где я обычно покупаю подарки друзьям, то общая картина создаётся впечатляющая! Нельзя забывать и модную публику со всего мира, которая здесь тусуется и которой можно любоваться «за те же деньги».
За последние десятилетия у меня на глазах Музей Виктории и Альберта преобразился из скучного и слегка обшарпанного государственного музея в современный светлый гигантский комплекс, который смело можно теперь поставить в один ряд с Британским музеем и галереей современного искусства Тейт-Модерн. Плюс к этому V&A стал бесплатным. Началось всё с завершения в 2001 году работы над серией залов Британского исторического дизайна. Далее весь верхний этаж музея был перестроен для размещения там гигантской коллекции керамики.
Потом были созданы новые музейные пространства Средних веков и Возрождения — залов десять. Два больших, в стороне от остальных — это «Город и вилла Ренессанса» и «Внутри церкви эпохи Возрождения». Тут не просто демонстрируются артефакты той или иной эпохи, но показан сам контекст, так, чтобы у вас возникло реальное ощущение, что вы, скажем, прогуливаетесь по Флоренции XV-го века или заглядываете в голландский храм тех же времён. Созданию подобного впечатления способствуют неоклассические стены и потолки этих залов — плод работы команды Астона Уэбба начала XX века. Именно он тогда завершил строительство нового комплекса зданий V&A и оформил фасад музея в добрый километр длиной со стороны Cromwell Road.
В последние годы перестройку целого крыла музея, включая создание нового со стеклянной ребристой крышей кольцевого двора и стильный дизайн интерьеров новых галерей, провела молодая архитектурная фирма MUMA. При входе в «Город эпохи Возрождения» среди десятка других ренессансных скульптур вас встречает полная драматизма мраморная композиция Джамболоньи «Самсон убивающий филистимлянина», которая была сделана для дворца Медичи в 1562 году. В стену на высоте метров семи врезан массивный мраморный балкон Тревизо 1490 года, на который то и дело выходят посетители музея из соседнего небольшого зала, расположенного на пол-этажа выше.
Если обходным путём добраться до этого зала, то выясняется, что он называется «Великолепие и общество». В нём представлены убранство, мебель, предметы декоративного искусства в благополучном европейском доме 1500-1600 годов. Сначала вы любуетесь интерьером «жилища», а потом выходите на балкон и восхищаетесь «улицей» того же периода. Вот она модная в сегодняшнем музейном деле связь пространств.
Средние века обычно ассоциируются с тёмным безрадостным прозябанием европейских масс, с мракобесием церкви, с примитивным и грубым бытом, культурной отсталостью в контрасте со светлым, насыщенным творчеством и прогрессом следующим историческим периодом — Возрождением. Новые залы V&A рисуют несколько иную картину.
Начнём с того, что они представляют всё в хронологическом порядке с 300 до 1500 года, и в них нет чёткого временного разграничения между Средними веками и Возрождением. Так, к примеру, тематика зала «Религиозность и её проявления, 1250-1500 годы» пересекается по времени с экспозицией зала «Жизнь аристократии 1350-1500». Нет такого разграничения и в том, что касается самих экспонатов: музей попытался представить предметный мир Европы в виде непрерывной последовательности, а не скачка «от» к «к». Для меня, например, было открытием, что в Средневековье англичане славились на всю Европу не только своими лучниками, но и «мирной» вышивкой, тем, что называется opus anglicanum — английская работа, о чём повествует чудесная подборка бесценных старинных риз и фелоней. Любопытно, что этим видом вышивания занимались исключительно мужчины.
В этих залах максимально используется естественное освещение, от которого древние экспонаты меньше «устают», чем от искусственного. Впервые залиты светом хранившиеся прежде в полумраке такие знаменитые экспонаты музея, как реликварий Томаса Беккета и Глостерский подсвечник — оба XII века. Есть тут записные книжки Леонардо да Винчи (в коллекции музея пять томиков), редкая восковая скульптурная модель Микеланджело, ранняя картина Сандро Боттичелли.
Всё в новых галереях в изумительном состоянии, очищено, отреставрировано, аутентично восстановлено. Всё пронизано ощущением свежести. Начинаешь понимать, почему на создание этого великолепия потребовалось целых семь лет.
Благодаря новым музейным мощностям многие экспонаты достали из запасников, и теперь они на виду у публики из-за новой техники хранения бесценных тканей, книг и картин. Кроме «мелочей», в новых залах стоят и висят экспонаты масштабные, такие как занимающий целую стену фламандский гобелен «Троянская война» или алтарная часть капеллы монастыря Санта-Кьяра в зале «Город Возрождения» — единственная большая часть часовни стиля барокко за пределами Италии.
Из последних больших перестроек: в 2017 году для публики открыт так называемый Exhibition Road Quarter, состоящий из нового двора, куда вы попадаете пройдя сквозь элегантную арочную конструкцию, оставшуюся от прежних времен, и просторного фойе Blavatnik Hall, откуда можно спуститься в большой подземный выставочный зал The Sainsbury Gallery. Лео Блаватник, бывший одессит, а ныне один из богатейших людей Соединенного королевства, жертвует неимоверные деньги на культурные проекты в разных музеях Лондона.
Упомянутый двор же, который раньше был недоступным для публики складским пространством, перестроило и облицевало безвкусной претенциозной плиткой архитектурное бюро Amanda Levete Architects. Таким образом у музея появился новый вход — конкурент главного, со стороны магистральной Cromwell Road. У меня впечатление, что это бюро прежде занималось строительством общественных туалетов. На открытии проекта я побеседовал с самой Амандой Левит и убедился, что она совершенно незнакома с исторической архитектурой Лондона. На ум приходят африканские страны, в которых дорого прокладывать под землей телефонные линии и там сразу начинают пользоваться мобильными телефонами.
Как ни печально, в 2016 году в виде протеста против выхода Великобритании из ЕС свой пост директора музея покинул немец Мартин Рот. Он держал курс на международную значимость всего, что в музее происходило. Новый же директор с именем из легенд о короле Артуре Тристрам Хант, моложавый социалист и бывший министр образования в лейбористском правительстве пока не сумел толком навредить.
Выставки музея одна круче другой и билеты на них раскупают за несколько месяцев до их открытия. Вот несколько недавних: «Габриэль Шанель: манифест моды», «Фаберже в Лондоне: от романтики до революции», «Донателло: ваятель Ренессанса», «Кимоно: из Киото на подиум», «Океанские лайнеры: скорость и стиль», «Фанера: материал современного мира», «Винни-пух: исследование классики». Кстати, на последней из перечисленных в виде сувениров продавались банки с медом. На этикетках был изображен славный медвежонок. Самое интересное, что мед был собран на крыше Музея Виктории и Альберта, оказывается там наверху есть пасека. Прямо в центре Лондона!
Стоит в заключение пояснить разницу между V&A и другими ведущими музеями Лондона. Экспонаты Британского музея уникальны и важны для всего рода людского, будь-то Розеттский камень, с помощью которого были расшифрованы древнеегипетские иероглифы, или Портлендская ваза — самое старое изделие из стекла, дошедшее до нас. В залах же изделий из стекла V&A представлены образцы стеклянных предметов, некоторые из них потрясающе хороши, но не уникальны в широком смысле. Коллекция же другого лондонского музеям — Музея дизайна, переехавшего несколько лет назад в новое, специально для него перестроенное здание, очень небольшая, с V&A тягаться не может.
Design Museum силен своими выставками, которые, как правило, связаны с культурными явлениями наших дней. Так в июле этого года там открывается масштабная ретроспектива, посвященная куклам Барби. В промежутках между выставками в этом музее делать особенно нечего.
Музей Виктории и Альберта работает семь дней в неделю, кроме пятницы с 10 утра до 6 вечера, а по пятницам до 10 вечера.
Подробности: https://www.vam.ac.uk
Автор: Джерри Миллер
Апрель 2024