Театр «Критерион» — The Criterion Theatre
На неугомонной вечно переполненной туристами и спешащими прохожими площади Пиккадилли, рядышком с венчающей фонтан скульптурой изящно порхающего «Эроса» находится театр «Критерион» — The Criterion Theatre.
Вход в него легко не заметить: главная звезда площади, крылатый Эрос тянет одеяло на себя неизменно фигурируя во всех гидах и путеводителях по Лондону как один из неофициальных символов столицы и популярное место свиданий и встреч. Вообще-то никакой он не Эрос, а его брат Антерос – бог бескорыстной жертвенной любви в поздней греческой мифологии. Автор скульптуры Альфред Гилберт создал статую Антероса как навершие для мемориального фонтана, посвященного лорду Шафтсбери – филантропу, много сделавшему для беспризорных детей в диккенсовские времена. Однако местное население окрестило статую Эросом, и под этим именем она продолжает парить над Пиккадилли…Там мы Эроса и оставим и зайдем, наконец, в театр «Критерион» – поверьте, он того стоит.
Театр «Критерион» – один из немногих лондонских театров почти в первозданном виде сохранивший дизайн и декор викторианской эпохи. Для нас, избалованных доктринами и эскападами последующих стилей архитектуры и дизайна ХХ – начала ХХI веков подобное погружение в эпоху сродни поездке на автомобиле Генри Форда 1900-х или прогулке в кринолинах прапрапрабабушки. Шарм времени трудно передать словами, и тут приходит на помощь хронология.
1870 года. В южной части Пиккадилли был снесен почтовый двор XVII века «Белый медведь» – с конюшнями, отделениями для карет и дилижансов, номерами и магазинами. На его месте компания Spiers & Pond задумала построить большой развлекательный комплекс, рассчитанный на новый стремительно растущий средний класс, готовый тратить лишние деньги на увеселения. В открытом конкурсе выиграл проект архитектора Томаса Верити (Thomas Verity): комплекс «Критерион» включал огромный ресторан, обеденные комнаты, курительную, бальный зал и концерт-холл. По ходу строительства было решено использовать подземные помещения комплекса под театр – с соответствующими изменениями в проекте.
Так в Соединенном королевстве появился первый театр, помещения которого полностью располагались под землей – «подземный храм драмы» по пафосному определению современника. Конечно, без технических новшеств тех лет: лифтов, вентиляции, противопожарных перекрытий между театром и рестораном, – реализовать подобный проект было бы невозможно.
Верити черпал вдохновение из зданий Шарля Гарнье – одного из ведущих французских зодчих «стиля Второй империи». Франция, как известно, тогда задавала тон в архитектуре, моде, дизайне интерьеров. Роскошный, с богатыми росписями и позолотой потолок в вестибюле «Критерион» вызывал аллюзии с римскими образцами, пользовавшимися особой популярностью во всех империях европейских стран. Зеркала в богатых обрамлениях, визуально расширяющие пространство, декор и скульптуры создавали чувство приподнятости, торжественности момента. Несколько сложнее обстояло дело с керамической расписной плиткой фирмы Simpson &Son, покрывающей большие пространства стен коридоров. Критики ехидно комментировали, что такое оформление будет скорее уместно в «лавке мясника» – и это несмотря на то, что декор керамическими изразцами уже применялся в Музее Южного Кенсингтона (ныне – Музей Виктории и Альберта). Впрочем, Верити особо не переживал, лаконично суммировав достоинства материала: «Яркий, чистый, практически не подвергается разрушению, недорогой, и, что особенно важно, отлично моется».
21 марта 1874 года «Критерион» открылся представлением «Американской леди» Генри Байрона и одноактной опереттой «Topseyturveydom» Уильяма Гильберта (либреттист знаменитого творческого тандема Гильберт и Салливан). И театр, и ресторан незамедлительно стали популярнейшими местами у лондонской публики. Во многом благодаря усилиям Чарльза Уиндема, возглавившего в 1875 году менеджмент, «Критерион» обрел славу одного из ведущих столичных театров легкой комедии. Знаменитый актер Девид Гарик сыграл здесь 152 представления (1888). Жизнь кипела в театре и за его стенами: в 1906 году на площади Пиккадилли была открыта станция метро – и сегодня, сидя в зрительном зале «Критерион», зрители слышат приглушенный звук подземки. В 1926 году напротив театра, на стенах London Pavilion установили электрические рекламные щиты, ставшие неотъемлемой частью имиджа Лондона.
В годы Второй мировой войны помещение театра было задействовано Би-Би-Си под подземную радиостудию: отсюда велась прямая трансляция развлекательных программ, включая сатирические и комедийные шоу. Побитый, но несломленный «Критерион» отряхнул военную пыль со своих плеч и стал сердцем послевоенного театрального движения 1950-х. В 1955 году в его стенах шла знаковая в истории театра абсурда пьеса – «В ожидании Годо» Сэмюэла Беккета.
В свингующие 1960-е шли противоречивые спорные спектакли из жизни рабочего и среднего классов; пьесы Айрис Мердок, а также поколения «рассерженных молодых людей» – Харольда Пинтера, Шилы Делони.
В 1970-е «Критерион», как и многие другие старые здания города, чуть было не пал жертвой оптимистической эйфории модернизма, охватившей местные районные советы, вознамерившиеся заменить их коробками из бетона и стали. Только благодаря протестам известных деятелей культуры, писателей, поэтов и актеров удалось спасти от разрушения дома, без которых облик Лондон изменился бы до неузнаваемости.
Успешные работы последующих десятилетий, среди которых: комедия-фарс Дарио Фо «Не могу заплатить? Не буду платить!»; постановки Reduce Shakespeare Company «Полное собрание сочинений Уильяма Шекспира», «Библия, полная книга Бога»; один из самых знаменитых спектаклей «Критерион» – сценическая версия фильма Альфреда Хичкока «39 ступеней». Изобретательный фонтанирующий комическими приемами, абсурдным юмором и блестящей игрой актеров, параллельно представляющих по несколько персонажей спектакль продержался на сцене почти десять лет, завоевав и премию Лоуренса Оливье, и несколько Tony Award.
The Criterion Theatre
218-223 Piccadilly,
Piccadilly Circus,
London W1V 9LB