Вокруг светаПутешествия

Шри-Ланка: культурная сокровищница человечества

Подавляющее большинство туристов едут на Шри-Ланку, чтобы купаться в теплом Индийском океане, нежиться на песчаных пляжах под жаркими солнечными лучами или же любоваться подводными красотами. И действительно, на острове созданы все условия для прекрасного пляжного отдыха, но вместе с тем эта страна – настоящая культурная сокровищница человечества.

Здесь в каждом городе целый букет уникальных памятников древности: буддийские храмы и религиозные святыни, множество скульптурных изображений Будды, дагобы – буддийские реликвии, руины прекрасных древних дворцов. На острове также много уникальных природных заповедников, девственных лесов, населенных дикими животными, и, наконец, знаменитые плантации цейлонского чая. Поэтому, приехав на Шри­Ланку, неразумно ограничиваться только пляжным отдыхом, непременно надо совершить экскурсию в глубь острова.

Несколько слов о том, как складывалась история этого небольшого, но густонаселенного острова (общая численность – 21 миллион жителей). Большинство ланкийцев – 75% – этнические сингалы. Индоевропейский народ сингалы переселились на остров из Северной Индии примерно в 500 году до нашей эры. Они активно начали осваивать эти земли, потеснив коренных жителей острова – веддов. А в 205 году до нашей эры на острове появились тамилы, которые вторглись сюда из Южной Индии. С этого момента началась долгая история вражды между тамилами и сингалами, которая не угасла до сих пор. Сингалы исповедуют буддизм, который в 249 году до нашей эры принял правитель Анурадхапуры Деванампия Тисса. Эта религия стала основой жизненного уклада и государственного управления сингалов.

Национальное меньшинство тамилы сегодня составляют 18% жителей. Часть тамильского населения – потомки первых завоевателей, остальные – индийские тамилы, завезенные англичанами для работ на чайных плантациях. Тамилы принадлежат к дравидской группе народов, они индуисты. Неудивительно, что два эти народа никак не могут примириться. Также на острове живут мавры (потомки торговцев арабов), малайцы и бюргеры (дети от смешанных браков ланкийцев с европейцами). Межнациональные войны между сингалами и тамилами происходили на острове несколько веков и отвлекли ланкийцев от гораздо большей опасности – европейской колонизации.

Первыми в 1505 году остров захватили португальцы, установившие монополию на торговлю ценнейшими специями. Однако они не смогли покорить могущественное сингальское княжество Канди. В 1602 году Шри­Ланкой завладели голландцы, которые были более заинтересованы в развитии торговли и получении от этого доходов. И голландское, и португальское правление продлилось около полутора веков. А в 1795 году к острову подошли британские корабли, и в течение последующих 20 лет англичане полностью подчинили себе остров и стали здесь хозяевами. Появилось множество плантаций кофе, чая, корицы и кокосовых пальм, а английский стал национальным языком. Британское правление длилось около двух веков, и, надо сказать, англичане всячески поддерживали и развивали экономику острова, одновременно стараясь сглаживать и тамильский, и сингальский национализм.

В 1948 году Шри­Ланка стала свободным государством, передача власти произошла мирным путем. Шри­Ланка вошла в состав Британского Содружества как доминион. Правительство острова стало принимать социальные программы и укреплять экономику. Но в то же время было принято решение о лишении гражданских прав тамилов, работающих на плантациях, и национальная вражда в стране разгорелась с новой силой. В 1983 году в Шри­Ланке началась разрушительная гражданская война. К 2001 году стало ясно, что ни одна из сторон не может одержать победу и единственный разумный выход – компромисс. В декабре 2001 года между правительственными войсками и отрядами «Тигров освобождения Тамил­Илама» было подписано соглашение о прекращении огня, которое действует и поныне. После этого в стране начался бурный рост экономики, в том числе активно развивается и туристическая индустрия.

Столичная эклектика Коломбо

Первая остановка, которую необходимо сделать туристам, – город Коломбо.Несмотря на то, что формально административная столица Шри­Ланки – город с труднопроизносимым названием Шри­Джаваярденапура­Котте, где располагается парламент страны, фактически во всем мире, да и в самой стране столицей Шри­Ланки считают Коломбо. Именно здесь находятся резиденция правительства, офисы крупных компаний, университеты и океанский порт.

В целом же Коломбо абсолютно эклектичный город: старинные колониальные особняки и древние святилища перемешаны с небоскребами, бизнес­центрами, высококлассными отелями и ночными клубами. Строгие буддийские храмы стоят рядом с яркими индуистскими, украшенными сотнями скульптурных изображений богов, христианские церкви соседствуют с мусульманскими мечетями.

Район, застроенный зданиями из стекла и бетона, сменяют суетные, загазованные, цветастые улицы, заставленные уродливыми домами вперемешку со старыми особняками, не видавшими ремонта со времен ухода колонизаторов.

Естественное смешение разнообразных культур и религий, архитектурных стилей разных времен и народов, царящие вокруг суета и беспорядок – это и есть тот неповторимый восточный колорит, что делает Коломбо весьма своеобразным азиатским городом.Набережная Коломбо – полная противоположность центральным улицам. Этот спокойный променад – место прогулок жителей столицы: почтенных семейств и влюбленных парочек. Здесь дышат воздухом, любуются океаном, играют с детьми. Вдоль набережной множество прилавков, где можно купить сувениры, фрукты, что­нибудь перекусить и выпить свежего сока. Но съестные лотки – это вовсе не палатки с хот­догами – на прилавке разложены совершенно экзотические «бутерброды» с креветками и крабами.

Из центра до набережной мы добирались на тук­туке. Это средство передвижения, очень распространенное на Шри­Ланке (то же самое, что в Индии моторикши), представляет собой обычный трехколесный мотороллер, обшитый тентом, рассчитанный на трех пассажиров.

Поездка на тук­туке – своеобразный экшен. Несмотря на то, что крытый мопед может развивать скорость до 60­-70 км/час, каждый водитель тук–тука считает себя Шумахером и лихо несется по улицам, норовя прошмыгнуть между автомобилями. Водители тук–туков очень словоохотливы. Узнав, что мы из России, наш немедленно поинтересовался, продолжает ли президент Медведев политику Путина, тем самым показав, что в курсе происходящего в мире. А коллеге–журналисту водитель даже разрешил сесть за руль своего трехколесного коня, чтобы тот почувствовал себя настоящим ланкийцем.

Слоны Шри­-Ланки и древняя столица Анурадхапура

Дальше наш путь лежит в Анурадхапуру – первую ланкийскую столицу. Она находится в глубине острова, в 206 км от Коломбо. По дороге предстоит интереснейшая экскурсия в питомник для слонов. В 1975 году в городе Пиннавела был создан государственный приют для слонов. Здесь выращивают слонят, по каким­либо причинам оставшихся без родителей или пострадавших от браконьеров. В питомнике слонята получают образование, после чего некоторых определяют в зоопарки различных стран мира, другие остаются работать в Шри­Ланке. Подросшие гиганты производят на свет потомство – это и есть главная цель питомника. Сейчас здесь насчитывается более 40 слонов, самым младшим из которых около 4 месяцев. За «юнцами» ухаживают специальные служители – махуты. Животные свободно гуляют по территории приюта и чувствуют себя очень привольно. Туристам здесь предоставляется уникальная возможность понаблюдать за слонами с близкого расстояния, а если приехать рано утром или около полудня, то можно увидеть, как их кормят и купают. На людей зверушки не обращают никакого внимания, ну разве что поинтересуются, не хотят ли их угостить свежим манго. Возникает ощущение, что ты в гостях и неплохо бы спросить у хозяев, можно ли их сфотографировать. Милостиво разрешают.

Вообще слоны занимают важное место в жизни Шри­Ланки. Они работают в джунглях на лесозаготовках, развлекают туристов, участвуют в праздничных и религиозных церемониях. А совсем недавно выяснилось, что из сырья, которое лежит буквально под ногами у слонов, то есть из навоза, можно делать высококачественную бумагу, которую и стали производить. Качество, а также цвет и фактура бумаги зависит от питания животного, ну а запах – от ароматических добавок.

Наобщавшись со слонами, добираемся наконец до первой ланкийской столицы. На стоянке автобусов нас встречают торговцы сувенирами и цветами, они крайне назойливы, но очень доброжелательны. С сувенирами можно подождать, а цветы надо купить: их принято дарить Будде. Букет белоснежных лотосов с тонким ароматом сразу создал праздничное настроение. Все­таки хорошая религиозная традиция у буддистов – дарить любимому божеству цветы.

Анурадхапура – это золотой век Шри­Ланки. Город на севере центральной части острова стал столицей сингальского государства в 380 году до нашей эры и сохранял свой статус на протяжении тысячи лет. Как гласит легенда, он был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона – Анурадха. Другая версия – в честь индийского принца, который в IV веке до нашей эры основал поселение на этом месте. Во времена своего расцвета Анурадхапура простиралась более чем на полсотни квадратных километров. В результате войны между сингалами и тамилами город несколько раз разрушался и вновь отстраивался. В конце концов, в XI веке сингалы, чтобы избежать дальнейших нападений, перенесли свою столицу в Полоннаруву.

Как бы там ни было, но известность Анурадхапуры как места сосредоточения исторических памятников и святых буддийских мест сохраняется и по сей день.

Руины дворцов, глядя на которые очень легко представить всю их красоту и величие, буддийские монастыри, множество каменных статуй Будды (некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства), белоснежные купола ступ. Сюда приезжают паломники со всего света поклониться святым местам, приходят и юные послушники монастырей.

Всего в древнем городе сохранились семь ступ, или по­сингальски – дагоб (название произошло от двух слов – реликвия и вместилище), священных сооружений, внутри которых хранятся почитаемые реликвии. Эти сооружения отличаются великолепной архитектурой и изяществом, недаром их относят к самым значительным памятникам в мире. Дагоба Рувановелли (Великая ступа), построенная более двух тысячелетий назад, считается самым высоким сооружением из кирпича. Высота ее 120 метров и диаметр у подножья – 80 метров.

Но это еще не все. В самом центре Анурадхапуры растет Шри Маха Бодхи, или священное дерево Бо, одна из главных и самых почитаемых буддийских святынь. Ботаники называют это дерево Ficusreligiosa, то есть священный фикус, или пипал. После принятия буддизма Деванампия Тисса попросил у индийского правителя Ашоки ветку священного дерева, сидя под которым Сиддхартха Гаутама погрузился в медитацию и достиг просветления, после чего мир узнал имя Будды – Просветленного. Ветка принялась, и из нее выросло новое дерево, то, которое сегодня можно увидеть в древней ланкийской столице. Это самое старое дерево на Земле, ему более 22 веков.

Вокруг дерева сооружена платформа с ведущей к ней каменной лестницей. Тысячи паломников приезжают каждый год, чтобы поклониться святыне, для этого даже построен отдельный храм. Чтобы увидеть дерево Бо и остальные святыни Анурадхапуры, все проходят строгий контроль на внешний вид и содержимое сумок.

Плечи и колени (касается и мужчин, и женщин) должны быть закрыты, нельзя входить в сакральные места с алкоголем и сигаретами. Перед входом в святое место или храм обязательно нужно снять обувь. У верующих это правило означает, что, оставаясь босыми, все люди, независимо от их положения в обществе и благосостояния, равны – и между собой, и перед божеством. Поначалу ходить босиком несколько непривычно, но впечатлений столько, что о босых ногах быстро забываешь.

Вкус Шри-­Ланки

Сад специй в Матале – одно из тех хозяйств в районах Кегалле, Маванеллы, Канди и Матале, где климат достаточно влажный и прохладный, поэтому здесь выращивают корицу, гвоздику, перец, ваниль, кардамон и другие приправы. С давних времен Шри­Ланка была широко известна своими специями. До XV века торговля пряностями находилась в руках арабских купцов, они приобретали специи на рынках Южной Азии и втридорога продавали их в Европе. Когда цена стала запредельной, европейцы сами стали искать морские пути на Шри­Ланку и к Малабарскому берегу. Собственно, вся история колониального захвата Шри­Ланки – это война за рынок специй. Поначалу их пытались выращивать в лесах и на побережье, но позже были найдены районы с более благоприятным климатом. Растения, которые мы называем специями, применяются не только как приправа к пище, но и в медицине и в производстве косметики. Сегодня основная масса производимой на острове продукции идет на экспорт.

Гвоздем программы стала дегустация дуриана, того самого экзотического фрукта, с которым не пускают в самолет, а о его вкусе ходят самые невероятные рассказы. Что касается волшебного вкуса этого фрукта, то он скорее на любителя. А с запахом все правда – пахнет дурно. Есть дуриан надо сразу, как только его разрезали, иначе он начинает источать резкий неприятный запах, и тогда невозможно проглотить ни кусочка.

 

Leave a Reply