Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

FeaturedИскусствоЛондон

Аукционы русского искусства в Лондоне

Весенних аукционов русского искусства в Лондоне коллекционеры, антиквары, дилеры, знатоки и галеристы в этом году ждали с особым нетерпением. Ведь именно они задают тон русскому арт-рынку текущего года, ставят планку. Так уж сложилось, что определяющие ценовой уровень сделки имеют место в британской, а не российской столице. Да и покупают русское искусство преимущественно русские же; западные коллекционеры отдают предпочтение произведениям довольно узкого круга получивших здесь признание русских авангардистов начала XX века и работам некоторых современных художников, сумевших занять свои ниши на западном рынке.

Aukciony_02

Kак обычно, в русских торгах в полном составе участвовала мощная квадрига всех четырех аукционных домов – Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s. Настораживало, что Sotheby’s в этот раз отказался от статусного вечернего аукциона, на котором обычно представлялись ударные лоты и происходили самые громкие рекорды. Открыл неделю Christie’s: самой крупной продажей стала работа Нико Пиросмани «Арсенальная гора ночью» (£962,500). Эту картину, уже выставлявшуюся ранее на аукционах, приобрел бывший премьер- министр Грузии бизнесмен и миллиардер Бидзина Иванишвили. Так что появилась надежда, что полотно теперь сможет вернуться на родину, в Грузию. Хорошо продали одну из двух картин Николая Рериха – «Белое и горнее» (£542 тыс.), а вот вынесенный на обложку каталога Christie’s сезаннистский натюрморт Ильи Машкова «Букет цветов в вазе на фоне моря» и самая дорогая по оценке (£2–2,5 млн.) картина нынешней недели – «Американское судно у скалы Гибралтара» Ивана Айвазовского остались невостребованными. В декоративно-прикладной секции на ура ушли украшенные золотом часы работы Фаберже (£194,5 тыс.), фарфор. Главным событием торгов Sotheby’s стал стремительный взлет «Спящей девочки» Зинаиды Серебряковой из коллекции русского дипломата, посла Временного правительства в США Бориса Бахметьева. За каких-нибудь10 минут торга – правда, весьма интенсивного – цена на работу подскочила с £400–600 тыс. до £3,845 млн.! Победу анонимного телефонного покупателя в зале встретили аплодисментами и свистом. Оправдали надежды и другие топ-лоты: «Портрет Новосильцева» Владимира Боровиковского (£869 тыс.), работы Николая Рериха, Петра Кончаловского, Гончаровой. Вопреки ожиданиям аукционного дома не купили одну из значительных работ Алексея Саврасова – печальный пейзаж «Волга под Юрьевцем», считавшийся утерянным, а масштабное полотно Ивана Айвазовского «Вечер в Каире» (эстимейт £1,5–2 млн.) за пять минут до начала аукциона сняли с торгов. Перипетии скандала, разгоревшегося вокруг этой картины, якобы когда-то украденной у бывших владельцев и выставленной на торги нынешними, бурно обсуждались участниками арт-рынка, а теперь выясняются в соответствующих инстанциях. Работы коллекции из девяти гуашей Павла Челищева также принесли Sotheby’s рекорды: экспрессивный в цвете, с необычными ракурсами «Бой быков» из испанской серии ушел за £677 тыс. Весьма эффектная подборка топ-лотов дома MacDougall’s под интригующим грифом «Знаменитости – Обнаженные. Одетые. И под маской» в другое время наверняка бы ушла по достойным ценам. Но на нынешних торгах ни уникальная работа Константина Сомова «Маскарад» для обложки американского журнала Vanity Fair, где все персонажи – герои Голливуда и Бродвея 1920-х гг., ни громадное пышущее пурпуром и золотом полотно Бориса Анисфельда «Золотое подношение», главной героиней которого стала Ида Рубинштейн в роли обнаженной царицы; ни неожиданно лаконичная работа Исаака Бродского «Портрет матери и сестры художника» не нашли покупателей. По самым высоким ценам ушли пейзаж Ивана Шишкина «Осень на Крестовском острове» (£697,4 тыс.) и «Улица на юге Франции» Константина Коровина (£200,1 тыс.). Достаточно активно продавались менее дорогие работы, причем за некоторые из них разгоралась борьба: так, картина Владимира Стожарова поднялась в цене в 10 раз (более £60 тыс.). После триумфа «Спящей девочки» Зинаиды Серебряковой на Sotheby’s аукционный дом Bonham’s тоже выставил топ-лотом полотно этой художницы – «Молодой марокканец» 1928 года. И не прогадал – полотно ушло за £182,5 тыс. Неплохо продались и картина с казаками Франца Рубо (£50 тыс.), и пейзаж с охотниками Ивана Похитонова (£98,5 тыс.). Да и лоты секции прикладного искусства, особенно камнерезные фигурки фирмы Фаберже, уходили довольно живо. Меньше повезло работе Николая Рериха «Гималаи». Окрыленные успехом 2013 года, когда холст Рериха «Труды Богородицы» установил мировой рекорд в £7,9 млн., специалисты дома возлагали большие надежды на «Гималаи», но лот так и остался непроданным. Как и другие топовые лоты – картина Александры Экстер «Voilier et Сoquillage» и полотно Ильи Репина – демонический «Портрет Ге в образе Мефистофеля», несмотря на весьма умеренные цены. Впрочем, особо удивляться не приходится: торги на Bonham’s состоялись в последний день и без того вялой аукционной недели, и многие покупатели до них просто не добрались.

441896-1

Довольно оживленно и в хорошем настрое (пусть и с весьма скромными эстимейтами) прошла выставка-аукцион современного искусства, организованная

Максимом Боксером в галерее Erarta, – уже третья по счету. Возможно, общей позитивной атмосфере способствовала тематика «Cartoon Like» – работы современных русских художников, созданные под влиянием комиксов и мультфильмов. Общий итог торгов четырех аукционных домов – немного больше £21 млн. На всех. Цифры без контекста – вещь абстрактная, поэтому стоит упомянуть, что в последнее десятилетие самые низкие общие суммы продаж были зафиксированы зимой 2009-го и летом 2012 года – около £40 млн., а также зимой 2014-го – около £38 млн. Учитывая нынешний застой на русском рынке, такие низкие результаты весенних торгов вряд ли стали для кого-то сюрпризом. Похоже, продавцы придерживают самые стоящие работы до лучших времен, а покупатели не настроены на дорогие покупки – если только это не экстраординарные вещи музейного уровня. Остается ждать, что приготовят нам следующие ноябрьские аукционы русского искусства в Лондоне.

Leave a Reply