Кино

Реинкарнации Хэлли Берри

«Когда я смотрю в зеркало, я вижу черную женщину, а не белую. Даже несмотря на то, что моя мама белая», – говорит о себе Хэлли Берри. На самом деле это не имеет никакого значения. Хэлли Берри прежде всего сногсшибательно красивая женщина и талантливая актриса. Мало кому приходит в голову изуродовать такую красоту до неузнаваемости. Вот только, пожалуй, три режиссера фильма «Облачный атлас» – Лана и Энди Вачовски и Том Тыквер рискнули сделать ее одноглазым и на удивление отталкивающим китайским доктором.

В три часа «Облачного атласа» режиссеры уместили всю историю человечества, историю движений человеческой души, историю ошибок и достижений, историю любви и ненависти, историю вымышленную и реальную, действительную и желаемую. Не так уж много для всего, что мы нажили за предыдущие сотни лет и что нам еще только предстоит нажить. Но братья Вачовски никогда не ограничивались малым. Вот, например, старший, Ларри, чувствовал себя женщиной и в 2008 году стал Ланой. Смена пола произошла сразу после выхода «Спиди Гонщика», а подготовка заняла десять лет. Как бы то ни было, бывшие братья, а теперь брат и сестра по-прежнему вместе снимают кино. И, объединившись с Томом Тыквером, почувствовали в себе потенциал дать одному актеру сразу шесть ролей в фильме – и дали. Том Хэнкс, Хэлли Берри, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Бен Уишоу играют в «Атласе» по шесть-семь ролей. Для актеров это, безусловно, развлечение. Да они и сами в этом с удовольствием признаются. «Это было весело. И еще как! Не помню, когда в последний раз так веселилась на съемках. Однажды я минут пять разговаривала с Хью Грантом, и мне даже в голову не пришло, что это он! Надо было видеть, как актеры заходят в трейлер к гримерам и выходят оттуда совершенно другими людьми! Когда я впервые увидела Хьюго Уивинга в образе медсестры, я чуть в обморок не упала. Я думаю, это один из самых забавных образов, когда-либо виденных мною. Он курил и разговаривал своим обычным голосом, но при этом выглядел настоящей женщиной», – говорит Хэлли Берри. А зрители занимательную головоломку загримированных актеров разгадают только в конце фильма.

Таким сложным способом – дав актерам сразу по нескольку ролей, рассказав сразу несколько перепутанных между собой историй, происходящих в разное время – от далекого прошлого до вымышленного будущего, авторы дали зрителям подсказку. Душа человеческая, переселяясь в другое тело, совершенствуется, и убийца лет через тысячу может стать спасителем – или не совершенствуется, и негодяй останется негодяем на протяжении тысяч лет. Идея, в общем, примитивная, но ее воплощение двумя Вачовски и Тыквером, конечно, внушает уважение. Восхищает и то, что они не запутались в десятке ничем, кажется, не связанных историй. Впрочем, здесь им помог гораздо менее запутанный роман англичанина Дэвида Митчелла, вышедший в 2004 году и попавший в шорт-лист Букеровской премии.

Вообще «Облачный атлас» побил множество рекордов. Впервые в истории кино над одним фильмом работали три режиссера, все три имени стоят в титрах, работа над фильмом шла одновременно у всех трех. У Тома Тыквера Хэлли Берри играла еврейку в предвоенной Германии, а на следующий день перемещалась к Вачовски, где играла журналистку, ведущую опасное расследование в 70-х. Бюджет фильма составил около 100 миллионов долларов – это тоже считается рекордом для независимого фильма. Поиски финансирования заняли несколько лет, и когда через пять лет деньги наконец были собраны, Натали Портман, познакомившая Лану – тогда еще Ларри – Вачовски с романом Митчелла и ожидавшая одну из главных ролей в фильме, вынуждена была отказаться от съемок.

Ну а четырехлетняя дочка Хэлли Берри запомнит этот фильм потому, что именно в нем маму изменили до неузнаваемости и одноглазый премерзкого вида старикашка сказал ей: «Привет, милая» знакомым маминым голосом. Нада Ориэла Обри – первый и пока единственный ребенок звезды. Когда-то, когда Хэлли только стала матерью и была счастлива с моделью Габриэлем Обри, отцом Нады, она говорила о скором пополнении семейства. А после разрыва с ним заявила: «Когда-то я была так глупа, что верила, будто смогу прожить с этим человеком всю жизнь, буду любить его всегда. Теперь я сомневаюсь, существует ли это «всегда» вообще».

Сегодня Хэлли и Габриэль ведут затяжную войну, и счет пока равный. Их общая дочь осталась с Хэлли, но ей запретили увозить ребенка во Францию, на родину ее нынешнего бойфренда, актера Оливье Мартинеса. Хотя, пожалуй, нет. Преимущество на стороне Хэлли. Не так давно Оливье здорово отделал Габриэля. Прямо около дома Хэлли.

До этого Хэлли побывала замужем дважды, и после последнего развода с музыкантом Эриком Бенетом сказала: «Полагаю, вы посчитаете, что у меня плохой вкус по части мужчин. Возможно, вы правы, так что я больше не чувствую необходимости быть чьей-то женой». Нет ничего удивительного, что красивой, успешной женщине так трудно найти постоянного спутника жизни. Да и у Хэлли, закаленной в жизненных баталиях, характер, надо думать, не из легких.

Она родилась в 1966-м в Кливленде у белой матери и чернокожего отца. Отец вскоре покинул семью, и мать одна воспитывала двух девочек – у Хэлли есть старшая сестра Хейди. Жила семья в белом районе, там же девочки ходили в школу, где Хэлли пришлось научиться защищать себя. Нет, не кулаками. Она стала школьной знаменитостью: редактором школьной газеты, президентом класса и капитаном группы поддержки школьной команды. В 80-е она начала участвовать в конкурсах красоты и выигрывать. В 1986 году она заняла шестое место на конкурсе «Мисс мира», всерьез занялась модельной карьерой и точно знала, что хочет стать актрисой. И стала.

Ее первым заметным фильмом была «Любовная горячка» Спайка Ли, самого знаменитого в Голливуде борца за права чернокожих. Там она сыграла небольшую роль, но так близко восприняла идеи, что вслед за своей героиней-наркоманкой перестала мыться, есть и спать. А от Спайка Ли заразилась духом борьбы за права чернокожих. И она смогла продемонстрировать, что таланту не может помешать цвет кожи. На многих конкурсах красоты она была первой чернокожей победительницей. А уж когда она в 2001 году получила первый в истории «Оскар» за исполнение главной роли в картине «Бал монстров», ее борьба буквально набрала гигантские обороты. «Я хочу стать вторым Спайком Ли, – говорила она. – Я хочу показать своим черным братьям, что они могут стать успешными в Голливуде».

Со временем бороться стало не за что: после Хэлли «Оскар» перестал быть редкостью в руках чернокожих актрис. К тому же она стала матерью, и весь мир тихонько отошел в сторонку. «Вам кажется, что вы знаете о любви все. Да, но до тех пор, пока у вас не появляется ребенок и вы не узнаете о безоговорочной материнской любви. Тогда вы учитесь смотреть на мир другими глазами, буквально учитесь жить заново. Я никогда столько не смеялась и никогда не делала столько глупостей, лишь бы заставить свою дочь смеяться. И кто знает, на какие еще глупости я готова пойти ради этого», – говорит актриса.

Ее роли в «Готике», «Людях Икс», «Умри, но не сейчас» сделали ее одной из самых высокооплачиваемых актрис в Голливуде, одной из самых красивых женщин современности и так далее, и так далее. Она не стремится быть везде, играет в одном-двух фильмах в год. Ей 46, а выглядит она на тридцать. Это особенно заметно именно в «Облачном атласе», потому что ни грим, ни современные технологии не в состоянии сделать совершенство еще более совершенным. На премьерах фильма в разных городах мира Хэлли демонстрировала идеальную кожу и точеную фигуру – о каких технологиях здесь может идти речь? «На протяжении всей моей карьеры меня отговаривали от того, что мне хотелось делать, и сегодня, когда я оглядываюсь назад, думаю, что должна следовать своим инстинктам. Раньше я полагалась на других и позволяла им вести себя, потому что была уверена, что они знают лучше. Но теперь я стала старше и научилась доверять себе» – примерно так формулирует Хэлли Берри свои планы на ближайшее будущее.

Leave a Reply