NFT работы Микеланджело продан за $170 тысяч. На подходе – «Рождение Венеры» и другие шедевры Галереи Уффици
Волна стремительно растущей в последние месяцы популярности NFT-art достигла и классического искусства. Всемирно известная Галерея Уффици во Флоренции превращает ряд коронных произведений из своей коллекции в NFT («невзаимозаменяемые токены») и выставляет их на продажу.
Первый эксперимент прошел весьма успешно: NFT работы Микеланджело «Тондо Дони» или «Мадонна Дони» был продан за 140 тысяч евро ($170 тыс.). По сведениям итальянской газеты Corriere della Sera, приобрела его жительница Рима – в качестве подарка к 60-летнему юбилею своего супруга – известного коллекционера искусства.
Правда, выручку от продажи Уффици придется разделить с итальянской компанией Cinello, запатентовавшей новый способ создания цифровых факсимиле известных картин. Такие цифровые произведения в Cinello именуют DAW (Digital Art Work): они имеют размеры оригинала и, по уверениям производителя, полностью уникальны и защищены от кражи. Токен NFT создаётся в блокчейне для каждой конкретной DAW с сертифицированным правом собственности. Кроме того, все произведения, сделанные в Cinello для галереи Уффици, сопровождаются сертификатом подлинности, подписанным директором музея Эйке Шмидтом. Согласно соглашению, музей должен передать Cinello 50% прибыли за каждый проданный DAW из своей коллекции.
«Мадонна Дони» – единственное дошедшее до наших дней оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти, а также единственное произведение этого великого художника, хранящееся во Флоренции. Со слов Вазари, картину заказал флорентийский купец Аньоло Дони: поводом стал его брак с Маддаленой Строцци.
На полотне, датируемом 1505-1506 годами, изображено Святое Семейство: мускулистые и сильные фигуры действующих лиц словно иллюстрируют тезис Микеланджело о том, что наиболее совершенная живопись должна напоминать скульптуру. Особенно усиливает этот эффект использование живописной техники «канджианте», придающей гладкой коже персонажей сходство с мрамором. Чистые и яркие цвета одежды Марии и Иосифа, богатство использованных пигментов предвещают будущие эксперименты Микеланджело в росписях потолка Сикстинской капеллы, к которым он приступил несколько лет спустя, в 1508 году.
К поискам альтернативных способов дохода галерею Уфицци вынудила критическая финансовая ситуация: из-за пандемии и локдауна количество посетителей галереи в 2020 году упало до 1,2 миллиона по сравнению с 4,4 миллиона в 2019-м. «В перспективе продажи NFT работ смогут внести вклад в улучшения финансового положения музея, сопоставимый с доходами от ресторанного бизнеса», – отметил Эйке Шмидт в интервью газете Corriere della Sera. «Это не смена направления с точки зрения выручки, а дополнительный доход. Но создать такой рынок – дело не из легких ».
Окрыленные успехом продажи NFT «Тондо Дони» в галерее Уффици планируют в ближайшее время создать DAW еще нескольких жемчужин своей коллекции: «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли, «Мадонны дель Грандука» Рафаэля, «Вакха» Караваджо и «Венеры Урбинской» Тициана.
Похоже, в выигрыше останутся все: посетители, как и раньше, смогут наслаждаться шедеврами в стенах музея; Уффици получит дополнительный источник дохода; компания Cinello улучшит свое материальное положение, а покупатели станут счастливыми обладателями NFT произведений гениальных итальянских художников.