Генри Мур. Перри-Грин — родина монументов
Добраться на машине до деревушки Перри-Грин (Perry Green) в графстве Хартфордшир несложно, дорога туда из центра Лондона занимает не более полутора часов. А деревушка эта — место поклонения любителей современного искусства. Здесь находится штаб-квартира Фонда, который основал Генри Мур (Henry Moore Foundation), радикальный экспериментатор и авангардист, важнейший британский скульптор XX века.
Как, вы про него не слышали? Наверное потому, что в Советском Союзе его работ не было. Но вот за пределами бывшего советского пространства скульптуры Мура стоят, внимание! — в 270 городах 43 стран мира. Среди прочего рядом со зданием ООН в Нью-Йорке, напротив парламента в Лондоне, на территории Чикагского университета и перед комплексом ЮНЕСКО в Париже. Правда надо оговориться: в последние годы у россиян была возможность познакомится с творчеством Мура, выставки его скульптур и рисунков проходили в московском Кремле и в Эрмитаже в Питере.
Генри Мур с женой Ириной переехали жить и работать в Перри Грин в 1940 году после того, как их дом в лондонском квартале Хампстед, где находилась также студия Мура, сильно пострадал от немецкой бомбы. Ирина была родом из Киева, из семьи эмигрантов. Её отец-поляк погиб во время революции 1917 года. Мур был её преподавателем в Королевском художественном колледже, там они и познакомились. После брака, заключенного в 1929 году, и до конца жизни Ирина служила скульптору другом, музой и моделью. Переехав в Перри Грин чета Муров осталась там насовсем.
Будущий скульптор-монументалист был седьмым из 8 детей в семье техника на шахте ирландского происхождения из городка Каслфорда на севере Англии. Семья бедствовала, однако отец Мура был полон решимости дать детям хорошее образование, чтобы никто из них никогда не работал на шахтах. 17-летним парнем Мур попал на Западный фронт, участвовал в боевых действиях, во время которых три четверти его полка погибло, а сам он получил газовое отравление и тяжелую психологическую травму на всю жизнь.
Карьера Мура‐скульптора начинается в 20‐е годы. Сначала он учится в Художественном колледже в северо-английском индустриальном Лидсе, а затем — в лондонском Королевском художественном колледже. Здесь же он преподает с 1924 по 1932. В своём раннем творчестве Генри Мур находится под влиянием примитивной скульптуры крито-минойской культуры, этрусков и майя, много времени проводит в этнографических залах Британского музея. Он выигрывает конкурс и получает стипендию на полугодовое путешествие по северной Италии, где знакомится с творчеством гениев Возрождения.
В итоге в его работах в одно целое сливается мертвенность древних и динамизм Микеланджело. В Париже он знакомится с Пабло Пикассо. В Лондоне его окружает плеяда ведущих британцев‐ваятелей и художников, таких как Эрик Гилл, Брайан Эпстайн, Грэм Сазерленд, Пол Нэш и Катарина Хэпворт. В 1930‐е годы Мур попадает под влияние психоанализа, идей Зигмунда Фрейда и Карла Юнга о подсознательном и бессознательном, и становится одним из организаторов первой выставки сюрреалистов в Лондоне в 1936 году.
Главным предметом внимания Мура почти с самого начала работы и до конца жизни становится человеческое тело, посредством которого, по его словам, «…можно выразить более полно свои ощущения от мира, нежели каким‐либо другим путем». Мур был первым британским скульптором, которому удалось выйти из под влияния и античных скульпторов, и Огюста Родена, поднять британский авангард до мирового уровня. Скульптор Константин Бранкузи как-то сравнил Родена с «могучим деревом, в тени которого ничего не растет».
Во время Второй мировой Мур работает художником британского министерства обороны. Он рисует, иногда не с натуры, а копируя иллюстрации в журналах, как лондонцы укрываются от немецких бомбёжек на станциях метро. Хаос, грязь, запахи нечистот подтолкнули Мура сравнить атмосферу в этих временных бомбоубежищах с атмосферой корабля, перевозящего рабов.
И именно в этот период его нескульптурного творчества Мур обретает широкую известность. Дело в том, что картины лондонской Национальной галереи во время войны хранились для безопасности в подземных бункерах, и галерея решила повесить на пустые стены рисунки Мура, сделанные в лондонском метро. С этими его работами познакомилась широкая публика, многочисленные посетители галереи. Позднее рисунки были отправлены на выставку США, и с этого момента международный престиж Мура начинает расти. Так, благодаря рисункам, а не скульптурным работам, он становится знаменитым. Собственно скульптурные работы пришлось отложить на несколько военных лет, поскольку стали недоступными необходимые для этого вида творчества материалы.
После войны, в 1948 году Мур получает первую премию Биеннале в Венеции. Его произведения постепенно начинают увеличиваться в весе и размерах. В его послевоенных работах прослеживается глубокая озабоченность судьбами мира после пережитого им в двух войнах, разрушением Хиросимы, Холокоста, обстановкой Холодной войны. Работы этого времени — фигуры воинов на основе древнегреческих образцов — «Воин со щитом» (1954), «Падающий воин» (1956‐7), «Рабочая модель атомной энергии» (1964‐5), нечто среднее между ядерным грибом и человеческим черепом, а также столь знаковые для Мура полулежащие фигуры, но белого цвета, «тонкокостные», напоминающие скелеты.
В 1946 году его жена, после нескольких неудачных беременностей, производит на свет дочку, названную Мэри в честь незадолго до этого скончавшейся матери Мура. Тема семьи и материнства занимает прочное место в его работах, причём не в узурпированной христианством форме «Мадонна с младенцем», а в общечеловеческой, восходящей к цивилизациям древности. Точно также в этот период в творчестве Мура доминирует тема семьи, ведь столько разрушенных войной семей окружает его.
Но вернемся в Перри Грин. Мур с женой сначала сняли там половину фермерского дома. Позднее по случаю, в несколько этапов приобрели весь этот дом с примыкающим к нему небольшим садом. Ирина всерьез занялась садоводством. По мере роста известности скульптора и его доходов, они скупали земли и дома в деревушке. Бывшее здание фермы — ныне дом-музей Мура Hoglands. Для посещения его нужен отдельный билет, но он должен входить в программу визита в Перри Грин обязательно: дом заполнен предметами, близкими душе скульптора и его жены, служившими Муру вдохновением. Предметами как рукотворными — картины, скульптура, мебель, так и нерукотворными — раковины, камни, скелеты и черепа животных. Мур собирал все это во время прогулок по окрестностям и путешествий.
В 1977 году Генри Мур создал действующий и по сей день Фонд, с целью дать посетителям понять контекст, в котором создавались его работы. Фонду принадлежит дом, где жила семья, сады и рабочие студии Мура. Фонд сегодня жертвует большие суммы денег на образование в области искусства.
Ко всему этому надо добавить, что Генри Мур в одиночку вряд ли бы за свою жизнь создал сотни, если не тысячи гигантских скульптур. Для этого на него работала армия помощников, в лучшие времена насчитывающая до 50 человек.
Имя Генри Мура то и дело мелькает в британских СМИ. На сегодняшний день самым дорогим его произведением стала полулежащая фигура, проданная в 2016 году на аукционе за £24.7 миллиона. А в декабре 2005 группа злоумышленники похитила из Перри Грин с помощью крана другую полулежащую бронзовую скульптуру весом более двух тонн и стоимостью в 3 миллиона фунтов. Полиция найти её не смогла. Продать воры её, естественно, не смогут, Неужели крали ради бронзы?
В 1951 году Генри Мур отказался от посвящения его в рыцари, потому что не хотел стать, как он заявил «частью истеблишмента», и что «такой титул мог бы отдалить меня от моих коллег-художников, чья работа ставит цели близкие моим“.
Подробности:
https://henry-moore.org/studios-and-gardens/explore-the-studios-gardens/#studios
Несколько работ Мура, которыми можно полюбоваться в Лондоне:
- The Arch в Кенсингтонских садах.
- Экран с четырьмя фигурами на здании Time/Life на New Bond Street.
- Церковь St Stephen Walbrook в лондонском Сити, алтарь по прозвищу «Камамбер».
- Перед галереей Tate Britain на набережной стоит Locking Piece. И рядом же на территории Колледжа искусства и дизайна в Челси Two Piece Reclining Figure No.1.
- Напротив Палаты лордов рядом с Парламентской площадью Knife Edge Two Piece.
- В соборе св. Павла Mother and Child.
- На территории усадьбы Кенвуд-хаус на севере Лондона Two Piece reclining figure No.5.
- В парке Баттерси Three Standing Figures.
- В Канарской верфи, Доклендс Draped Seated Woman.
- В галерее Tate Britain два зала содержат около 30 работ Мура. Естественно все они сравнительно небольшого размера.
Автор: Джерри Миллер
Сентябрь 2023