(Women) Artists – первый аукцион женщин-художниц проведет Sotheby’s
Аукционный дом Sotheby’s запускает первый аукцион, посвященный исключительно произведениям женщин-художниц. Присутствие в его названии скобки (Women) Artists – явный намек на дебаты о гендерной классификации, активизировавшиеся в последние годы. В рамках онлайн-торгов, запланированных на 20-27 мая, будут представлены живопись, графика, дизайн и скульптурные работы, созданные женщинами-художницами за четыре столетия: с XVII по XXI век. Среди них – выдающиеся работы таких известных авторов как Доротея Таннинг, Ханна Хёх, Барбара Хепворт, Рашель Рюйш, Элизабет Фринк, Лора Найт и Хелен Франкенталер.
Комментируя предстоящие торги, глава отдела дневных продаж Sotheby’s Марина Руис Коломер сказала: «…как аукционный дом, мы хотим чествовать женщин-художников и участвовать в дискуссии о художниках-женщинах. Этот разговор мы ведем на Sotheby’s уже много лет “.
Культурные предубеждения, несбалансированность родительских обязанностей, недостаточная репрезентация в мире искусства – все это приводит к тому, что творчество женщин-художниц хронически недооценивалось.
Еще одна причина – тщеславные мужья. Некоторые из представленных на аукционе (Women) Artists художниц были супругами известных художников, чья слава при жизни оставляла их в тени. Доротея Таннинг (Dorothea Tanning) – жена классика дадаизма и сюрреализма Макса Эрнста – однажды даже написала о себе в третьем лице: «Её существование как художника было сильно подорвано её существованием в качестве жены Макса». Цифры говорят сами за себя: аукционный рекорд Таннинг – 1,2 миллиона долларов, максимальная цена на произведение Эрнста – 16,3 миллиона долларов.
В своей поэме «Пятно», созданной в конце жизни, художница вспоминала: «Много лет назад я с нежностью приняла к себе мужа. Простой человеческий акт превратился в решающий факт. На моей работе – его вечное пятно. Но я не могу понять, почему на его работах нет моего пятна». И это при том, что сам Макс Эрнст всегда оставался большим сторонником равенства и никогда не использовал по отношении к Доротее слово «жена».
На данный момент работа Таннинг «Ведьма» (The Witch, 1950) является топ-лотом будущих торгов аукциона (Women) Artists с эстимейтом £220 000 – £320 000.
Художница Франсуаза Жило (Françoise Gilot) представлена на аукционе картиной «Палома с гитарой» (Paloma a la Guitare, 1965), эстимейт – £120 000 – £180 000. Это полуабстрактный портрет ее дочери Паломы – одной из двух их совместных с Пабло Пикассо детей. Жило была полна амбиций сделать себе имя как художница, но по свидетельствам ее мемуаров «Жизнь с Пикассо», прославленный художник, намного старший по возрасту, в конце концов убедил ее бросить семью и переехать к нему. Жило стала ученицей, партнершей и помощницей Пикассо, и лишь десять лет спустя покинула маэстро.
Кубино-американская художница перформанса Ана Мендьета (Ana Mendieta) показана на аукционе семью работами из серии Facial Hair Transplants (1972). Многообещающая карьера художницы внезапно оборвалась в 36 лет: ее муж, скульптор Карл Андре был обвинен в том, что вытолкнул Мендьету из окна их нью-йоркской квартиры на 34-м этаже; позднее он был оправдал.
К счастью, были и художницы, славу которых не затмевали их мужья. К примеру, признанный мастер натюрморта, художница эпохи барокко из Нидерландов Рашель Рюйш (Rachel Ruysch), чьи работы оценивались выше произведений ее супруга Юриана Пула. Аукционные рекорды на их работы красноречиво это подтверждают: $2,5 миллиона (Рюйш) и $6 263 доллара (Пул). Считается, что ради того, дабы сосредоточиться на своей художественной карьере, Рашель отложила свое замужество на более поздний период. И даже выйдя замуж, продолжала подписывать картины своей девичьей фамилией. Несмотря на того, что у супругов родилось 10 детей, Рюйш продолжала рисовать до 80 лет, между тем Пул отказался от собственной карьеры из-за таланта жены.
Натюрморт Рюйш Forest floor still life with a pool (эстимейт 150–200 000 фунтов стерлингов) – самое раннее из выставленных на торги произведений, датируется 1687 годом. Художница написала его в 22-летнем возрасте; работа не выставлялась с момента приобретения в Гааге в 1950-х годах.
Согласно индексам искусства Mei Moses Sotheby’s за последние пять лет цены на произведения художниц выросли на 32%, в то время как на работы их коллег мужчин – лишь на 29%. Что касается рынка произведений старых мастеров и искусства XIX века, то здесь рост цен на творения женщин-художниц достиг 45% , а в современном искусстве – 49%.
Но, до равенства, пожалуй, еще далеко: пока лишь две живописные работы, созданные художницами, попали в список 100 топ-продаж аукциона.
(Women) Artists
Bidding Opens:
20 May 2021 • 14:00 BST • London