Умер Теренс Конран – человек многих талантов

12 сентября 2020 в возрасте 88 лет умер сэр Теренс Конран (Terence Conran, род. 4 октября 1931) – патриарх британского дизайна, человек многих талантов – дизайнер, предприниматель, ресторатор, писатель.



«Никто не сделал больше для того, чтобы изменить внешний облик Британии и наш собственный взгляд на дизайн, чем Конран. В том, что наши гостиные выглядят иначе, мы готовим другую еду, ездим в отпуск в новые места, большая заслуга Конрана. Он оказал огромное влияние на наш стиль жизни», – убежден бывший директор лондонского Музея Дизайна Дэйан Суджик. Именно Конрану принадлежит честь открытия первого в Британии музея современного индустриального и архитектурного дизайна, а также сети магазинов Habitat, The Conran Shop, Heal’s, МоtherCare и более 50 ресторанов; он был основателем и участников множества многомиллиардных проектов, одной из самых влиятельных фигур в мире дизайна. К 50-летнему юбилею Теренса Конрана королева Елизавета II посвятила его в рыцари, а культовый режиссер Питер Гринуэй снял о дизайнере фильм.

Конран родился в Лондоне в 1931 году, изучал текстиль-дизайн в Центральном колледже искусств и дизайна Сент-Мартин. Одна из первых серьезных творческих работ Теренса – участие (наряду с архитектором Денисом Ленноном) в проекте Festival of Britain 1951 года. Путешествия во Францию, где Конран впервые побывал в 1952 году, произвели на него революционное впечатление. Маленькие города на восточном побережье с их ресторанчиками и уютными кафе, колоритными базарами с горами аппетитных сыров, фруктов и свежеиспеченного хлеба на прилавках поразили Теренса и стали источником вдохновения многих будущих начинаний. Как, впрочем, и другие зарубежные поездки – Теренс возвращался в Англию, переполненный заморскими впечатлениями, и тут же брался за их материализацию в дизайне, мебели, ресторанах. Конран сумел не только заразить англичан своими пристрастиями, но и сделать их доступными для широких масс среднего класса. Ведь французская кухня, итальянские светильники, мебель в скандинавском стиле – то, что сегодня давно стало естественным фоном жизни лондонцев, в послевоенной Англии воспринималось как экзотика. Конран утверждал, что интерьер – это не просто вещи, а стиль жизни. Он не замахивался на революцию или переворот в дизайне, напротив, говорил, что его целью было создание «простых, отлично изготовленных изделий по доступной цене. Они должны быть функциональны и отличаться высокими технико-эстетическими качествами».



Свой первый магазин Habitat дизайнер открыл в Челси в 1964 году. Это было время «свингующего Лондона» – «Битлз», «Ролинг Стоунз», Мэри Куант, Твигги, Карнаби-стрит… «Наши потенциальные покупатели – молодые люди, возможно, впервые заводящие свой дом, — образованная и интеллигентная прослойка общества», – утверждал Конран. В «обжитом пространстве» (Habitat) предлагались не столько отдельные товары, сколько новый «стиль жизни» – комфортной, красивой, открытой. И – по доступной цене. Почти за столетие до этого идею целостных интерьеров, образа жилья, отражающего личность владельца, пытался осуществить Уильям Морис. Но мебель и гобелены, обои и керамика, которые продавались в его салонах, стоили огромных денег и были по карману лишь очень узкому кругу состоятельных людей. А у Конрана покупатель мог подобрать себе составляющие интерьера соответственно бюджету, личному вкусу, стилю жизни, а также соразмерно масштабу жизненного пространства своего дома или квартиры. Благодаря проектам Теренса качественный дизайн перестал быть прерогативой элиты и снобов, пошел «в массы», в повседневность, оказав существенное влияние на формирование стиля жизни и вкусов английского среднего класса.

И все же, несмотря на успех дизайнерской империи Конрана, его любимым занятием оставалось открытие новых ресторанов.

«Из всех предприятий, в которых я участвовал на протяжении 50 лет, начиная с дизайна и заканчивая розничной торговлей, самое большое удовольствие я получал от ресторанов. Разве можно устоять перед этим волшебным калейдоскопом: люди, еда, вино, роскошь, тяжелый труд до изнеможения и награда?»

Bibendum, Bluebird, Blueprint Café, Cantina del Ponte, Coq d’Argent, Le Pont de la Tour, Meza, Orrery, Quaglino’s, Sartoria, Zink Bar and Grill, парижский Alcazar и Guastavino’s на Манхэттене – интерьеры и кухня этих и многих других заведений ресторатора Теренса Конрана заставят склониться в поклоне не одного гурмана и ценителя кулинарных изысков.

Успех проектов Конрана кроется в счастливой комбинация талантов дизайнера и бизнесмена. Художественный вкус, чутье, энтузиазм и завидная работоспособность позволили ему поставить дизайн-производство на коммерческую основу. Теренс называет себя дизайнером-предпринимателем и утверждает, что хороший дизайн – «это 98% здравого смысла и 2% эстетики». И настаивает, что умный дизайн вещей, окружающих человека, способен сделать его счастливее…


Более 20 лет назад сэр Теренс Конран вложил в создание лондонского Музея дизайна в Shad Thames £14 миллионов собственных средств; за эти годы музей превратился в одну из важнейших британских культурных институций. Когда в конце 2000-х стала очевидной нехватка площадей для проекта такого масштаба, самое крупное единовременное пожертвование на новое здание Музея дизайна в районе Кенсингтон сделал фонд Теранса Конрана – 7,5 млн. фунтов плюс еще 10 млн., вырученных от продажи старого здания. В 2012 году принц Уэльский вручил дизайнеру высшую награду британских меценатов — медаль за арт-филантропию.


Сэр Теренс Конран прожил творческую, яркую и насыщенную жизнь в дизайне, до последних дней работая над новыми проектами. Лондонский Музей дизайна, который он задумал и вдохновлял, посвящает жизни и карьере визионера памятную выставку.

The Design Museum