Триумф дуэта Христо. Обернутая арка в Париже
В Париже представлен амбициозный проект болгарского художника-концептуалиста Христо – «Триумфальная арка под покровом». Художник всегда мечтал одеть знаковую достопримечательность французской столицы в белое – и мечта эта, наконец-то, осуществляется. Жаль, что сам автор этого не увидит – Христо Явашев, выбравший себе творческое имя Христо, умер 31 мая 2020 года в Нью-Йорке, за две недели до своего 85-летия.
Замысел грандиозного проекта возник у Христо почти 60 лет назад, в 1962 году, когда он с женой и творческим партнером француженкой Жанной-Клод де Гийебон снимали небольшую комнатушку неподалеку от Триумфальной Арки. С тех пор пара, работавшая под именем Христо, осуществила множество монументальных проектов, оборачивая в белое известные здания и части природных ландшафтов по всему миру: берлинский Рейхстаг, фрагмент побережья в Австралии, часть каньона в американском штате Колорадо.
В самом Париже им также удалось осуществить один из своих грандиозных замыслов – задрапировать 41000 метров золотистой ткани знаменитый столичный мост Пон-Нёф. Инсталляцию тогда посетили 3 миллиона человек. Но на подготовку проекта и выбивание у властей Парижа разрешения на его реализацию ушло 10 лет жизни творческого дуэта; выполнены сотни эскизов, чертежей и подготовительных рисунков. При этом о выделении денег из государственной казны речь вообще не велась: большинство проектов четы Христо выполнены на их собственные средства. Художники действовали нестандартно – отказывали спонсорам, не просили гонораров или денег на работы.
Не зависеть от чьих-то денег и воли, творить ради самого акта искусства, иметь творческую свободу – концепция Христо и Жанны-Клод. Чтобы найти средства, они брали кредит под залог своего имущества и прошлых и будущих продаж. Чтобы погасить кредит – продавали документацию, эскизы, части инсталляций.
Попытки осуществления «Триумфальной арки под покровом» затянулись на десятилетия; Христо рассказывал, что они с Жанной-Клод не один раз были уверены, что проект «умер». А когда мэр Парижа и министерство культуры Франции, наконец, дали разрешение, началась пандемия COVID-19 – из-за карантинных ограничений проект снова отложили до осени 2021.
Сегодня замысел, в который Христо вложили столько труда и сил, обретает жизнь – к концу этой недели Триумфальная арка предстанет одетой в праздничное серебристо-белое облачение – такой, как она и представлялась художнику, оставившему подробнейшие чертежи и инструкции, учитывающие все визуальные и художественные аспекты своего замысла.
50-метровый исторический монумент будет полностью обернут гигантскими полосами белой полиэтиленовой материи общей площадью 25 тысяч квадратных метров; три тысячи метров красной веревки завершат иллюзию грандиозной подарочной упаковки. В работе над «упаковкой» арки заняты 95 человек.
Возглавляет проект, стоимость которого составляет около 14 млн евро, племянник художника Христо Владимир Явашев в сотрудничестве с парижским центром Помпиду.
«Триумфальная арки под покровом» откроется 18 сентября и простоит в этом образе до 3 октября – впечатляющая дань памяти художнику-мыслителю, всю жизнь создававшему искусство свободное от купли-продажи и утверждавшему: «Временный характер нашей работы бросает вызов бессмертию искусства. Разве искусство вечно? Искусство бессмертно? Чтобы исчезнуть навсегда, требуется, возможно, больше храбрости, чем для того, чтобы остаться».
«Триумфальная арки под покровом» откроется 18 сентября и простоит в этом образе до 3 октября – впечатляющая дань памяти художнику-мыслителю, всю жизнь создававшему искусство свободное от купли-продажи и утверждавшему: «Временный характер нашей работы бросает вызов бессмертию искусства. Разве искусство вечно? Искусство бессмертно? Чтобы исчезнуть навсегда, требуется, возможно, больше храбрости, чем для того, чтобы остаться».
По материалам: BBC, The Guardian, Сhristo and Jeanne-Claude
Подготовила Вика Нова