Территории высокого напряжения…фантазии
Сотворчество природы и человека – особенно с незаурядным воображением! – иногда рождает поразительные произведения. В любой сфере деятельности, но наш сегодняшний разговор – о парках и садах. Те, что я выбрала, едва ли вписываются в привычные классические рамки ландшафтного искусства: чтобы побывать в них, люди путешествуют из разных уголков земного шара.
Las Pozas
Хилитла, Мексика
«Парк сюрреалиста»
Автор этой невероятной фантазии, воплотившейся в мексиканских джунглях, родился в Англии, в графстве Сассекс. Поэт, писатель и скульптор Эдвард Джеймс был страстным поклонником искусства. Миллионные состояния, унаследованные от отца и дяди, позволили ему собрать незаурядную коллекцию произведений. Особенно близок сердцу Джеймса был сюрреализм – аристократ-меценат на протяжении многих лет поддерживал испанского художника Сальвадора Дали, а бельгиец Рене Магритт некоторое время даже жил в его лондонском доме. Именно здесь по заказу Джеймса Магритт написал версию своей знаменитой картины с выезжающим из камина поездом «Пронзённое время», а также несколько портретов самого писателя.
Дом больше напоминал музей сюрреализма: все стены увешаны картинами, вокруг – скульптура, объекты и мебель, созданные по эскизам художников этого популярного в ХХ веке направления, включая кушетки в форме губ голливудской звезды Мэй Уэст и телефон-лобстер Сальвадора Дали; кровать, смоделированную с катафалка адмирала Нельсона; ковры с принтом следов жены (правда, после развода с супругой Джеймс заменил его ковром с отпечатками следов своего любимого волкодава как «более верного друга») и многое другое. Даже Дали был впечатлён, охарактеризовав однажды своего покровителя фразой: «Он сумасшедшее всех сюрреалистов вместе взятых», – а уж художник знал в этом толк!
Впрочем, ограничиваться домом-музеем Джеймс не стал. Наряду с увлечением сюрреализмом, у него была ещё одна страсть: редкие растения и дикие животные. Чтобы соединить их воедино, требовался другой масштаб и географическая зона. Так поэт-эксцентрик оказался в Мексике, где в 1947 году при содействии нанятого им гида Плутарко Гастелума приобрел 32 гектара земель близ селения Хилитла (штат Сан-Луис-Потоси в центральной Мексике). Здесь, в самом сердце субтропического скалистого леса, на высоте 610 метров над уровнем моря, на склоне горы Сьерра-Мадре Эдвард Джеймс и создаст сюрреалистический парк, назвав его Лас-Посас (в переводе с испанского – «пруды» или «бассейны»).
Поначалу плантация стала домом столь любимых поэтом диких животных и птиц (для них были устроены вольеры и клетки), а также садом, где выращивались редкие сорта орхидей. Тысячи этих цветов погибли в 1962 году, когда на субтропический лес обрушились небывалые для этих мест заморозки со снегом. Это было огромным разочарованием для Джеймса – чтобы не зависеть в будущем от капризов природы, он решил создать более прочный сад – из армированного бетона. В грандиозном проекте, растянувшемся на 22 года, были задействованы 150 плотников, каменщиков и садовников, набранных из местных жителей; по приглашению Джеймса в Лас-Посас приезжали художники-сюрреалисты: так, живущая в Мексике англичанка Леонора Каррингтон написала здесь две фрески.
Автором архитектурных конструкций выступал сам Джеймс, черпавший вдохновение в работах Мориса Эшера, Гауди, рисунках Леонардо да Винчи, а также поразивших его во время путешествий памятниках Индии и Мексики. Работы в мексиканских джунглях потребовали огромных затрат – строительство обошлось в 5 миллионов долларов, так что поэту пришлось продать часть своей знаменитой коллекции искусства на аукционе. Но оно того стоило: посреди буйства диковинных тропических растений, в окружении водопадов и девяти прудов выросли 36 причудливых скульптур и строений из бетона, некоторые – высотой с четырехэтажный дом.
Чего там только нет: странные арки и башни; храмы с мавританскими капителями; искусственные бамбуковые рощи и цветы из камня; пандусы, мосты и тропинки, пересекающие отвесные скалы; ведущие в никуда лестницы; парящие структуры интригующего назначения; площади и фонтаны; «Бамбуковый дворец», «Ворота святых Петра и Павла», «Дорога семи смертных грехов» и многое другое. Лас-Посас напоминает ожившую картину сюрреалиста, некий затерянный в джунглях город, где архитектурные и скульптурные формы ветвятся, переплетаясь с окружающими растениями, и, подобно им, меняются под натиском времени. Джеймса забавляла мысль, что когда-нибудь, обнаружив останки этих строений и скульптур, археологи, возможно, станут ломать голову: к какой цивилизации их отнести?
Эдвард Джеймс не дожил до завершения проекта: умер от инсульта в 1984 году в итальянском городе Сан-Ремо. Строительство прекратилось, но уже в 1990-м году Лас-Посас открылся для публики. Сюрреалистический парк английского поэта-эксцентрика можно посетить в любое время года, начиная с 9 часов утра и до захода солнца. С 2007 года Лас-Посас находится под патронажем специального созданного фонда Fondo Xilitla.
* * *
The Garden of Cosmic Speculation
Дамфас, Шотландия
«Сад космических размышлений»
Наверное, самый точный эпитет для «Сада космических размышлений» в городе Дамфас в юго-западной Шотландии – уникальный. Творение известного архитектора, критика и автора многих книг, монографий и статей в области постмодернистской архитектуры Чарльза Дженкса и его супруги, ландшафтного дизайнера Мэгги Кесвик-Дженкс, не похоже ни на один из существующих на земле садов.
Архитектор рассказывает: «Когда мы начали работу над созданием парка, никто не думал о глобальных космических проблемах. Но по прошествии нескольких лет эти проблемы стали более отчётливо проявляться, и я взял их за основу, в качестве своеобразной «шпаргалки». Я часто размышлял о происхождении Вселенной и о природе, и в этом отношении сад является частью меня. Кроме того, это отпечаток исторической традиции. Если вспомнить про японские сады в стиле «дзен», персидские «райские сады», французские и английские парки эпохи Возрождения – все они создавались для размышлений о смысле жизни. Поэтому главная идея «Сада космических размышлений» – микромир, миниатюрная модель Вселенной».
«Холстом» для воплощения замысла стали земли поместья Портрэк Хаус, которые Мэгги унаследовала в 1988 году. На площади в 16,2 гектара, среди волнистых, плавных и кривых линий рельефа выросла картина-размышление о космосе, возникновении вселенной. В «Саду» Дженксов нет традиционных красочных цветочных клумб, удобных дорожек, фонтанов и украшений, не свойственных природе: современная космология, основанная на данных точных наук, представлена здесь с помощью базовых элементов парка – течения воды, рельефа земли, газонов.
Ландшафт складывается из пяти зон, изобилующих водоёмами различных геометрических форм, долинами и холмами, среди которых разбросаны необычные скульптурные композиции, передающие сложные научные мысли. Автором этих изваяний является мастер по металлу Смит Джон Гибсон, многие годы сотрудничающий с Дженксом над воссозданием его идей. «Сад» наполнен формулами, теориями, феноменами и символами научных открытий и достижений. Здесь есть чёрные дыры в виде странных алюминиевых цветников, мосты эволюционных скачков и фракталы, последовательности Фибоначчи. А ещё многочисленные спирали, олицетворяющие цепочку ДНК, форму галактик, атмосферные феномены – торнадо, ураганы.
Самая впечатляющая интерпретация, посвящённая последовательности и периодичности развития Вселенной – большая зигзагообразная лестница из 25 пролётов; каждый из них передаёт определённую стадию эволюции. Спускающиеся по холму ступени заканчиваются у пруда, символизирующего первозданный хаос, который наука считает главным источником возникновения Вселенной.
Даже если научные формулы, мозговой штурм и загадки Вселенной вас не волнуют, «Сад космических размышлений» стоит посетить: ландшафт Дженкса невероятно эстетичен и вдохновляюще прекрасен. 79-летний архитектор и сегодня продолжает работу над проектом, но Мэгги, к сожалению, умерла от рака в 1995 году. В её честь создан благотворительный фонд помощи онкологическим больным, куда передаются все средства, вырученные за продажу билетов для посещения «космического сада». Правда, такая возможность предоставляется лишь один день в году, когда архитектор открывает свой частный парк для посетителей. В какой именно день, Дженкс решает сам, так что планировать что-то заранее довольно сложно. Обычно это бывает в воскресенье первого майского Bank holiday…
www.thegardenofcosmicspeculation.com
www. scotlandsgardens.org/portrack-the-garden-of-cosmic-speculation