Отель Савой. The Savoy
Знаете, что в Лондоне есть улица — единственная в Соединенном Королевстве! — где предусмотрено правостороннее движение транспорта? Это Савой-корт (Savoy Court) — короткая улочка, ответвляющаяся от Стрэнда и ведущая прямиком к центральному входу в отель «Савой» (The Savoy). Но знаменит отель, конечно, не этим.
«Савой» не только одна из икон британской столицы — отель давно стал легендой гостиничного бизнеса мира. История местности, где он расположен, насыщена такими бурными драматическими поворотами, что интригующих сюжетов хватило бы не на один приключенческий роман. Началось все с того, что король Генрих III в 1246 году пожаловал дяде королевы графу Питеру из дома Савойских полоску земли между Стрэндом и Темзой. Граф долго не раздумывал и возвел на подаренной земле дворец. Так за местом закрепилось название, пережившее века.
В конце своего земного пути, размышляя о бренности жизни, Питер Савойский подарил свою недвижимость монахам ордена Святого Бернарда. Радуясь такой неслыханной милости, монахи открыли госпиталь в честь своего святого патрона. Позднее земли унаследовал 1-й герцог Ланкастерский Джон Гаунт, а в 1381 году во время восстания бедняков под предводительством Уота Тайлера дворец сожгли дотла.
В 1512 году по воле короля Генриха VII здесь был основан госпиталь для обездоленных и нуждающихся, который просуществовал несколько столетий и был закрыт в 1702 году из-за недобросовестного менеджмента. Здания затем использовали для разных целей, в том числе под военную тюрьму, перестраивали, пока пожар 1864 года не уничтожил все, кроме каменных стен и часовни. А вскоре на сцене появился театральный импресарио Ричард Д’Oйли Карт. Сей успешный предприниматель, заработавший кругленькое состояние на постановках популярных комических опер Уильяма Гилберта и Артура Салливана, в 1880 году купил пустующие стены, чтобы построить театр для представления этих опер. Что и было сделано, и в 1881 году Savoy Theatre открылся для публики. Оперы Гилберта и Салливана, показанные здесь, вошли в историю музыки под названием Савойских.
Постепенно преуспевающий импресарио прикупал прилежащие к театру участки земли, а затем взялся за строительство отеля. Карт много путешествовал с постановками опер, особенно по Соединенным Штатам, и мимо его зорких глаз не прошли технические новшества в отелях высокого уровня, где он останавливался. Вдохновленный новейшими достижениями в гостиничном деле, Карт поспешил внедрить их в собственном отеле, возводившемся рядом с театром. И не прогадал: когда в 1889 году «Савой» распахнул свои двери, его популярность была неслыханной —особенно среди публики, приезжавшей в Лондон специально на представления Савойских опер. Ориентация преимущественно на американских туристов и их вкусы и стандарты принесла свои плоды.
«Савой» стал первой из британских гостиниц, где были использованы электрическое освещение номеров, прототипы телефонов и лифты, установленные американской компанией Otis. Мало того — он стал первым отелем в мире, в номерах которого имелись отдельные ванные комнаты с постоянной подачей горячей воды — неслыханная роскошь в начале прошлого века.
Карту удалось соблазнить новейшими техночудесами известного отельного менеджера Цезаря Ритца — человека, создавшего позднее гостиничную империю «Ритц-Карлтон». Став управляющим «Савоя», Ритц, в свою очередь, заманил в отельный ресторан в качестве шефа «короля поваров и повара королей» — Огюста Эскофье. Знаменитый ресторатор, чей сборник «Кулинарный путеводитель» и сегодня остается настольной книгой поварского искусства, сотворил в «Савое» несколько рецептов, завоевавших много сердец и желудков: «Персик Мельба» и «Мельба-тост» – в честь гостьи отеля, австралийской оперной певицы Нелли Мельба; «Клубника а-ля Сара Бернар», «Tournedos Rossini», «Cuisses de Nymphes à l’Aurore» («Крылышки нимф»), представлявшие собой на самом деле лягушачьи лапки.
Политика, дипломатия, искусство, литература, музыка, кино, джаз и поп, спорт, короли, королевы, шейхи и принцы — вся эта густая смесь истории и культуры XIX-XX веков стала частью мифа отеля-легенды по имени «Савой», притягивая знаменитостей со всего мира. В гостевых книгах отеля оставили свои имена сотни выдающихся личностей. Большой друг семьи Карта, американский художник-импрессионист Уистлер первым начал писать лондонские пейзажи из окна номера в «Савое». Позже по его совету здесь поселился французский импрессионист Клод Моне, но работал на пленэре — усевшись на балконе номера. Моне посещал «Савой» несколько раз в 1899 и 1901 годах, снимая апартаменты на пятом и шестом этажах. Мастер создал 70 работ, увековечивших Темзу и лондонские туманы. Кстати, во время перестройки отеля в 1910 году балконы снесли.
Если просто перечислить всех известных людей, побывавших в отеле за 125 лет его существования, получится солидный том под названием «Савой и его роль в истории XX века». Писатели: Оскар Уайльд, Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Арнольд Беннет. Актеры: Чарли Чаплин, Гари Грант, Лоуренс Оливье, Марлон Брандо, Ричард Бартон, Хемфри Богарт, Эрол Флинн. Актрисы: Одри Хепберн, Джуди Гарланд, Сара Бернар, Кетрин Хепберн, Вивьен Ли, Мэрилин Монро, Барбара Стрейзанд, Софи Лорен. Оперные голоса: Нелли Мельба, Энрико Карузо, Мария Каллас. И поп: Элтон Джон, Лена Хорни, Эмми Вайнхаус. Рок-группы: «Битлз», «Лед Зеппелин», «Дюран Дюран», U2, The Who. Музыканты: Луи Армстронг, Джими Хендрикс. Композитор Джордж Гершвин впервые в Англии исполнил свою «Рапсодию в стиле блюз» в «Савое», модельеры Кристиан Диор и Коко Шанель представляли здесь свои модели, Фред Астер репетировал на крыше отеля, а Элизабет Тейлор останавливалась на медовый месяц — страницы звездных гостей «Савоя» можно листать до бесконечности.
О шикарных вечеринках, происходивших в отеле, ходили легенды. К примеру, для «Гондола-парти», организованной американским миллионером Георгом Кеслером в 1905 году, центральный внутренний двор отеля огородили и залили водой на 120 сантиметров, а на окружавших «канал» щитах развесили панно с видами Венеции. 24 гостя, одетые по венецианской моде, ужинали, сидя в громадной гондоле, к которой то и дело подъезжали на маленьких лодках официанты, сменяя блюда на столе. После ужина пел Энрико Карузо, а затем появился слоненок с водруженным на спину полутораметровым именинным тортом.
Еще одна необычная история связана с Каспаром — изящной черной статуэткой кота, встречающей гостей в вестибюле отеля. В 1898 году южноафриканский бриллиантовый магнат Джоэл Вулф созвал на обед в «Савой» 14 гостей, однако в последнюю минуту один приглашенный отказался прийти. Когда стали обедать, один из 13 гостей заявил, что человек, первым покинувший трапезу, первым уйдет из жизни. Джоэл решил испытать судьбу и после обеда первым поднялся из-за стола. Несколько недель спустя магната застрелили в Йоханнесбурге. После этой истории, чтобы не растерять клиентуру, всякий раз, когда в ресторане отеля за столом собиралась группа из 13 человек, менеджеры подсаживали к ним 14-м кого-то из сотрудников. Инициатива не прижилась — присутствие постороннего мешало личным разговорам гостей. Наконец в 1926 году было найдено гениально простое решение: архитектор Базиль Леонидас создал кота Каспара. С тех пор скульптура черного кота высотой 90 см, выполненная в стиле ар-деко, неизменно появлялась за столом, за которым обедала компания из 13 человек. Каспару повязывали на шею салфетку и сменяли блюда, как всем остальным гостям.
Часто бывавший в отеле премьер-министр Уинстон Черчилль настолько полюбил эту забаву, что требовал присутствия Каспара на всех своих обедах — вне зависимости от количества своих гостей. Когда во время Второй мировой войны летчики королевских военно-воздушных сил умыкнули кота из отеля и забрали с собой в Сингапур, Черчилль потребовал немедленно вернуть его на место. И Каспара вернули — так что и сегодня, зайдя в отель, вы его обязательно увидите. Исключая только дни, когда в «Савое» обедают члены The Other Club – основанного Черчиллем клуба, все так же собирающегося в одном из залов несколько раз в месяц. Без Каспара они за стол не садятся, и на время трапезы пост кота в вестибюле остается пустым.
В отельном бизнесе особенно важно следить за ветром перемен, поспевая за последними достижениями комфорта. 15 декабря 2007 года главный менеджер отеля позвонила в колокольчик в центральном холле, объявив, что впервые за свою 118-летнюю историю отель «Савой» официально закрывается — для генерального ремонта и реставрации всего здания. В том же месяце на аукционе Bonhams были выставлены 3000 предметов убранства отеля — мебель, декор, даже знаменитый белый рояль, на котором когда-то импровизировал Фрэнк Синатра.
Вместо запланированных 15 месяцев и £100 млн. работы заняли 3 года и обошлись в £220 млн. Но игра стоила свеч. В завершенном проекте «Савоя» с участием известного дизайнера отелей класса люкс Пьера Ива Рошона (отель «Эрмитаж» в Монако, «Георг V» в Париже) присутствуют три основных стиля: викторианский, эдвардианский и ар-деко с вкраплениями современного дизайна. Ар-деко, безусловно, доминирует, но, независимо от стиля, во всех номерах витает дух домашнего уюта и элегантности. Всего их в отеле 268, но номера с видами на Темзу, конечно, вне конкуренции!
Изысканными и блестящими стилизациями отличаются два бара отеля — American Bar и Beafort. Один из первых американских баров Лондона (открылся в 1904 году) всегда славился своими коктейлями, по-своему отражающими стиль и моду времени, события в истории. Рядом с American Bar – мини-музей отеля, активным экспонатом которого является шкаф с винтажными алкогольными напитками. Это ингредиенты для знаменитых «исторических» коктейлей, представленных в меню: White Lady, The Other Cocktail. Особенно впечатляет цена коктейля Original Sazerac – £5000. Пять ресторанов «Савоя», среди которых Savoy Grill Гордона Рамзи и Simpson’s-in-the-Strand, пользуются авторитетом у гурманов. А переименованный в честь нашего старого знакомца кота Каспара рыбный ресторан Kaspar’s Seafood Bar and Grill – дистанция номер один для театральной публики, завсегдатаев Вест-Энда, отдающих должное великолепным блюдам из обширного репертуара меню.
Инсталляции и шанделье из муранcкого стекла придают выдержанному в духе 1920-х интерьеру зала легкий современный акцент. В общем, как сказал кто-то из журналистов по поводу грандиозной реконструкции отеля: «Савой» остался «Савоем», только лучше!»
* * *
THE SAVOY
Strand,
London WC2R 0EU
Tel +44 (0)20 7836 4343