PromoАнонсВыставкиИскусствоЛондон

Выставка «Моне и Лондон. Виды Темзы» в Галерее Курто

Галерея Курто  (The Courtauld) представила картины Клода Моне, изображающие британскую столицу. Кураторы масштабной выставки «Моне и Лондон. Виды Темзы» впервые за 120 лет объединили работы, сделанные художником во время трех его визитов в столицу между 1899 и 1901 годами. На картинах изображены здание парламента и мосты Чаринг-Кросс и Ватерлоо. Эти восхитительные работы ранее никогда не выставлялись в Великобритании. 

Выставка «Моне и Лондон. Виды Темзы» в Галерее Курто

Серия работ была представлена ​​в Париже в 1904 году и получила большое признание критиков. Моне горячо хотел показать ее в Лондоне в следующем году, но проект провалился. Таким образом, Галерея Курто осуществила нереализованную амбицию Моне выставить эту особую группу работ в Лондоне, всего в 300 метрах от отеля Savoy, где были написаны многие из них.

Клод Моне (1840-1926) всемирно известен как ведущая фигура французского импрессионизма, движения, изменившего ход современного искусства. Менее известен тот факт, что некоторые из его самых известных картин были написаны не во Франции, а в Лондоне. Они изображают виды Темзы, запечатлевая реку и окружающую ее архитектуру такими, какими их никогда не видели раньше, полные вызывающей воспоминания атмосферы, таинственного света и сияющего цвета. 

Выставка «Моне и Лондон. Виды Темзы» в Галерее Курто

Моне приехал в Лондон зимой, очарованный эффектами лондонского тумана — феноменом, вызванным тяжелой индустриализацией города в XIX веке. В Лондоне туман приобрел особую плотность и разнообразие оттенков, которые не встречались больше нигде. Картины Моне, несомненно, являются одними из самых значительных изображений Темзы, когда-либо созданных. 

Моне начал писать Лондон во время своих трех длительных пребываний в британской столице в 1899, 1900 и 1901 годах и закончил их в своей студии в Живерни, к северу от Парижа. Хотя в конечном итоге он написал почти 100 видов Темзы, что стало его самым амбициозным проектом, выставка в Париже была сосредоточена на небольшой группе из 37 картин, которые представили на открытии серии в 1904 году. Моне завершил эти работы как единое целое специально для их публичного показа. Он считал их лучшими представителями своего художественного проекта. По его мнению, ни составляли настоящую «серию Темзы». После выставки картины были разъединены и куплены коллекционерами во Франции и за рубежом. 

Выставка «Моне и Лондон. Виды Темзы» в Галерее Курто

На выставке «Моне и Лондон. Виды Темзы» представлена 21 картина, 18 из которых были на выставке в Париже в 1904 года. Это беспрецедентная попытка воссоздать экспозицию, которую собрал сам художник, и предоставить зрителям получить те же впечатления от этих необычных работ, которые хотел предоставить Клод Моне.

Доктор Карен Серрес, куратор выставки: «Более, чем любой другой художник-импрессионист, Моне был очень внимателен к тому, как экспонируются его работы. С помощью своих серий картин он создал целое визуальное впечатление из нескольких холстов на одну и ту же тему, то, что мы сегодня назвали бы «инсталляцией». Выставка Курто представляет картины Моне такими, какими он хотел их видеть».

Профессор Марк Халлетт, директор музея Курто имени Марит Раузинг: «Моне и Лондон» — уникальная выставка: на самом деле, она готовилась более века. Ожидание того стоило. Объединение картин Моне, посвященных Темзе, позволяет нам оценить их индивидуальное и коллективное великолепие и дает нам захватывающий новый взгляд как на художника, так и на город, который он изобразил». 

Моне в отеле The Savoy

В свои ранние приезды в Лондон Моне останавливался в Grosvenor House, но серию картин Лондона он начал, когда поселился в отеле Savoy в середине сентября 1899 года. В тот приезд он останавливался в двух комнатах на шестом этаже (теперь часть Suite 618: The Savoy Suite). В одной он жил, а другую, с вывезенной мебелью, использовал в качестве своей студии. На его картинах изображены мосты Ватерлоо и Чаринг-Кросс; кованые балконы, которые были особенностью River Front в Savoy в то время, были особенно подходящими для работы.

Моне вернулся в Savoy в феврале 1900 года, и ему предложили две комнаты прямо под его предыдущими комнатами на шестом этаже (теперь эти комнаты являются частью Королевского люкса на пятом этаже). Его комнаты на шестом этаже, которые он надеялся снова получить, чтобы продолжить работу над своими предыдущими полотнами, были зарезервированы от имени принцессы Луизы для раненых солдат,  возвращающихся с англо-бурской войны. В дополнение к картинам мостов в это время Моне начал работу над серией картин с изображением зданий парламента. Некоторые из них были написаны на территории госпиталя Святого Фомы через реку, куда он регулярно ходил в конце дня. Обедал и ужинал Моне в Grill, за исключением особо переменчивых дней, когда ему подавали обед в комнате. Художник вернулся во Францию ​​в начале апреля.

Последняя поездка Клода Моне в Savoy началась в конце января 1901 года, и он снова продолжил работу над предыдущими полотнами, вернувшись в свои комнаты на пятом этаже. Во время этой поездки он также смог сделать несколько набросков из окна, выходящего на площадь Лестер-сквер. После возвращения во Францию ​​художник продолжил работу над картинами, что объясняет, почему их даты не совпадают с датами пребывания в Лондоне. Из большого количества полотен, над которыми Моне работал в Лондоне (более восьмидесяти), он, наконец, выбрал 37 для выставки в Париже в мае-июне 1904 года. 

Хотя он сохранил несколько других полотен, вероятно, с намерением их дальнейшей обработки, большинство остальных исчезли и, скорее всего, были уничтожены самим художником.

Метод Моне на этом этапе его карьеры заключался в том, чтобы исследовать один и тот же вид в разное время дня и сезона, а также в разных погодных условиях. Его первой официальной серией стали картины «Стог сена», сделанные в 1891 году, а его последней — огромное количество картин «Водяные лилии», работа над которыми велась все4 последние годы жизни. Существует три серии картин Лондона: мост Чаринг-Кросс, мост Ватерлоо и здание парламента. 

Моне вернулся в Savoy во второй половине 1904 года. Отель сильно изменился с момента его первоначальных трех визитов, поскольку в 1904 году были построены и открыты Strand Blocks, новый главный вход в Savoy, обращенный к Strand, что повлекло за собой

перепланировку отеля. Моне жаловался, что во время этого последнего пребывания нашел отель слишком роскошным.  

Выставка «Моне и Лондон. Виды Темзы» продлится до 19 января 2025 года.

Не пропустите! 

 

Monet and London. Views of the Thames

The Courtauld

Somerset House, Strand, 
London WC2R 0RN
С 27 сентября 2024 года – до 19 января 2025 года

courtauld.ac.uk