The Geffrye Museum of the Home
Мне всегда нравились небольшие музеи, которые удается одолеть за одно посещение, в «один присест». Нет, конечно, я не пытаюсь умалить значимости музеев-гигантов типа Британского или Музея Виктории и Альберта, в которые можно возвращаться на протяжении всей жизни. Однако есть какая-то своя трогательная прелесть в домашности, человеческом масштабе маленьких музеев. Они не рассыпаются на отдельные залы, а остаются в памяти как нечто цельное, законченное – подобно хорошей книге, прочитанной не отрываясь, залпом.
Один из таких музеев в Лондоне – Музей Джеффри (The Geffrye Museum). Это единственный в cтране музей, посвященный истории развития интерьеров английских домов с 1600 года до наших дней. Свое имя музей получил в честь сэра Роберта Джеффри, бывшего лорд-мэра Лондона и магистра гильдии жестянщиков (Ironmongers’ Company). В 1715 году по его заказу были сооружены дома для престарелых, где проживали пенсионеры гильдии, а также их вдовы. Вот в этих зданиях, отнесенных к категории Grade I в списке особо ценных архитектурных сооружений Великобритании, и квартирует с 1914 года Музей Джеффри.
Идейными вдохновителями открытия музея были представители популярного в викторианской Англии художественого движения искусств и ремесел (Arts & Crafts). По их замыслу здесь планировалось представить обширную коллекцию местных образцов мебели «самых высоких технических и художественных стандартов». Под давлением участников движения искусств и ремесел городской совет начал работы по перестройке зданий приюта под музейные. Постепенно сформировалась коллекция мебели и внутреннего убранства, к которой с течением времени присоединились объекты декоративно-прикладного искусства, живописи, предметов домашнего обихода, дизайна, а также архив по вопросам развития английских жилых интерьеров.
Каждый из одиннадцати небольших залов музея – это жилая комната, обставленная в духе определенной исторической эпохи. Переходя из гостиной в гостиную, видишь, как на протяжении четырех столетий менялись стиль, дизайн, само предназначение этой важной составляющей городского дома. Интересно, что, воссоздавая исторические интерьеры, устроители музея ориентировались не на роскошное убранство домов аристократов или высшей знати, а на жилище представителей английского среднего класса.
Именно средний класс, занявший к XIX веку прочное место в социальной иерархии, оказал огромное влияние на становление викторианской морали и вкусов. Его представителей, задействованных в самых различных сферах бизнеса и торговли, юриспруденции, медицины, финансов, объединяло общее осознание ценности и значимости дома – крепости и опоры человека, воплощения его индивидуальности.
Холл в лондонском доме в начале XVII века был весьма популярным местом – служил столовой, гостиной, а также жилой комнатой и для хозяев, и для слуг. Дубовая обшивка стен, строгая резьба, прочная дубовая мебель, большой камин – предельная функциональность, естественность и простота. Однако уже к концу столетия, после печально знаменитого пожара 1666 года, в заново отстраивающемся Лондоне появляются 3-4-этажные дома, в которых есть отдельная столовая или гостиная – обычно ею служит самая большая комната на втором этаже с выходящими на улицу окнами. На смену темным дубовым панелям приходят выкрашенные светлой краской сосновые; камин обрамляют мрамором, и топится он не дровами, а углем; мебель становится полегче, а комната светлее – за счет больших окон-саш; появляются зеркала, часы. Теперь столовая предназначается только для хозяев и их гостей, и ее облик свидетельствует о социальном статусе владельцев.
В гостиной 1745 года находим ковры и длинные красные портьеры, напольные вазы и индийские стулья с изогнутыми на китайский манер спинками. Чаепитие из дорогого китайского фарфора связывалось с идеей утонченного времяпрепровождения и хороших манер, начинающих играть все большую роль в общественной шкале ценностей среднего класса.
Количество мебели растет, в интерьере все больше разнообразия: гладкие стены покрываются обоями и украшаются лепкой, тяжелые солидные портьеры уступают место легкомысленным драпри с фестончиками, светлые тона, усиливающийся интерес к классическому дизайну (гостиная конца XVIII века).
В начале XIX века гостиная становится более «женской», что продиктовано в первую очередь изменениями в ее функциональном статусе. После окончания обеда мужчины остаются в столовой – побаловаться дорогой сигарой и портвейном, а дамы удаляются в гостиную, которая теперь именуется «drawing room» (от английского слова «withdrawing» – удаляться). Для «удалившихся» женщин и обстановка соответственная: множество мягких диванов и кресел с мягкими округлыми боками и спинками, маленькие столики, уютные уголки – райское местечко для милой женской болтовни и семейного общения.
На этом (из-за недостатка места) мне придется прервать нашу неторопливую прогулку по четырем векам эволюции интерьеров английского дома, скажу только, что заканчивается экспозиция лофтом 1998 года.
И еще одно: заходя в каждую новую гостиную-эпоху, обязательно взгляните в окно. Перед вашим взором предстанет сад, характерный именно для того временного периода. Ведь представлять бытие английского дома без сада было бы непростительной ошибкой.
Kingsland Road, London E2 8EA
0207 739 9893
www.geffrye-museum.org.uk