Великие людиКоролевские историиЛондон

«Шесть жизней. Истории жен Генриха VIII»: Развелся, казнил, умерла…       

Это первые слова стишка, с помощью которого английские дети запоминают жён Генриха VIII Тюдора: «Divorced, beheaded, died; Divorced, beheaded, survived» — «Развелся, казнил, умерла; Развелся, казнил, выжила». Речь идет о судьбах Екатерины Арагонской, Анны Болейн, Джейн Сеймур, Анны Клевской, Екатерины Говард и Екатерины Парр. В лондонской Национальной портретной галерее открылась выставка «Шесть жизней: истории королев Генриха VIII» — Six Lives The Stories of Henry VIII’s Queens.

• Сохранилось немало портретов Генриха VIII кисти Ганса Гольбейна Младшего и его учеников, чего не скажешь о его женах. • В самом начале экспозиции небольшой зал отведен шести фотопортретам жен Генриха VIII работы японца Хироши Сугимото. Он использовал восковые фигуры из Музея мадам Тюссо, чтобы создать студийные образы воображаемых женщин.

Эпопея с серийными браками Генриха VIII завораживает не одно поколение жителей англоязычного мира, а в наши дни благодаря страстному отношению британцев к собственной истории под чарами этой драмы 500-летней давности оказался и весь цивилизованный мир. Главная английская мыльная опера XVI века заслонила важные исторические события эпохи, такие как создание национальной церкви — англиканской, ликвидация богатых и всевластных монастырей и аббатств, начало строительства британского флота, который позднее станет гордостью страны или массовое антипротестантское восстание на севере Англии, так называемое «Благодатное паломничество».

Вокруг дома Тюдоров за последние пару столетий возникла целая индустрия: елочные игрушки, почтовые марки, заварочные чайники. Одна из престижнейших британских компаний по производству керамики, Royal Doulton, выпустила серию статуэток, изображающих шесть королев. Новые книги на эту тему публикуются чуть не каждый день — стоит упомянуть двух британских романисток: Хиллари Мантел и Филиппу Грегори. И несть числа экранизациям этой драмы в шести эпизодах. На выставке демонстрируются эпизоды из немого немецкого фильма «Анна Болейн» 1920 года!

Помимо портретов шести жен выставка интересна большим числом документов, подробно повествующих о жизненном пути каждой из них. Понятно, что у Генриха VIII не было возможности гулять по улицам и знакомиться с понравившимися ему женщинами. Его первая жена Екатерина Арагонская была вдовой его старшего брата Артура, на пять лет старше самого Генриха. На момент заключения брака ему было 18 лет, ей — 23, разница в те времена удивительная. 

Екатерина Арагонская была замужем за Генрихом дольше всех — 24 года. Если бы выжил, родившийся в 1511 году принц Генри, остальных пяти жен могло бы и не быть. Но он умер в двухмесячном возрасте.

Со второй и третьей женами все просто — они были фрейлинами, то есть официальными подружками жены предшествовавшей: Анна — Екатерины Арагонской, а Джейн — Анны Болейн. Генрих неоднократно видел их при дворе. Та же история с пятой женой, Екатериной Говард, которая была фрейлиной четвертой жены — Анны Клевской. Последняя шестая, Екатерина Парр, по всей видимости была фрейлиной старшей дочери монарха Мэри. О том, как познакомился Генрих со своей четвертой женой, Анной Клевской мы расскажем чуть позднее. 

Великому Тюдору с портретами повезло: при его дворе работал крупнейший художник Высокого возрождения Ганс Гольбейн Младший. Но вот некоторым из жен повезло гораздо меньше. После того, как была казнена вторая жена Генриха VIII Анна Болейн, а ее дочь Елизавета, будущая королева, была объявлена незаконнорожденным ребенком, сам король и его окружение сделали все, чтобы вычеркнуть Анну из истории. Такая же участь постигла всех изображений казненной пятой жены Екатерины Говард. На сегодняшний день только портреты трех королев считаются бесспорными: Анны Клевской и Джейн Сеймур кисти Гольбейна и Екатерины Парр — портрет идентифицирован благодаря сохранившейся описи ее украшений, легко различимых на портрете. 

Хотя у Генриха был страстный роман с Анной Болейн, продолжавшийся семь лет до свадьбы, официально он объявил своей любимой женой Джейн Сеймур только потому, что она произвела на свет мальчика. Неизвестно оставалась бы она любимой, если бы не скончалась через две недели после родов. Возможно года через три её постигла бы судьба Анны Болейн. Так или иначе, Джейн изображена рядом с Генрихом на династических портретах, висящих в Хэмптон-кортском дворце и единственная из шести жен похоронена вместе с ним в часовне св.Георгия в Виндзорском замке.

Портрет, как считается, Анны Болейн неизвестного художника, причем сделанный лет через сорок после её смерти. После казни Анны в 1536 году почти все ее портреты были уничтожены. Предполагается, что этот сохранился только благодаря кулону в виде буквы «В».

В те времена не было фотографии, поэтому Генрих VIII посылал своего придворного художника в дальние страны рисовать портреты потенциальных невест. Напомним, что дело не в том, что король-тюдор был невероятно любвеобильным, просто ему нужна была законная жена и законный наследник мужского пола. Из-за того, что Генрих VIII особого успеха в этом деле не достиг, если не считать короткого правление его хилого сына Эдуарда, на британском престоле появились первые женщины-монархи, его дочери — Мария I и Елизавета I.

Казус вышел с четвертой женой, немецкой принцессой Анной Клевской. Она была единственной, с кем Генрих не был знаком заранее. После казни Анны Болейн, далеко не все знатные невесты Европы рвались в жены к суровому монарху. Так, например, после того, как Гольбейн из загранкомандировки привез портрет Кристины Датской, и портрет этот Генриху понравился, она сама отказалась вступать с ним в брак, заявив: «Если бы у меня было две головы, одна из них была бы в распоряжении английского короля». По совету Томаса Кромвеля, придерживающегося политической линии своего босса, направленной на утверждение протестантизма, Генрих отправил Гольбейна рисовать портрет Анны Клевской в небольшое протестантское княжество на берегах Рейна. Генриху прибывший в Англию портрет пришелся по вкусу, но когда Анна добралась до британского берега не зная ни слова по-английском, она Генриху совсем не понравилась. 

Тот самый портрет Анны Клевской кисти Гольбейна, что так пришелся по душе Генриху. Но сама она по прибытию понравилась королю гораздо меньше.

Придворному художнику очень повезло, что он не лишился головы. Тем не менее была сыграна пышная свадьба, молодые даже провели ночь-другую вместе. Однако Генрих позднее признался, что жену ощупывал, но не более того. Брак Генриха с Анной Клевской был самый короткий — от свадьбы до развода прошло всего полгода, а с Екатериной Говард от свадьбы до казни — полтора года.  

К слову сказать, над лордами-канцлерами, они же главные советники короля при Генрихе VIII, тоже все время висел дамоклов меч: если что не так — голову долой. Такая участь постигла Томаса Мора (того самого, автора «Утопии») и Томаса Кромвеля. А кардиналу Уолси «повезло» — он скончался от разрыва сердца по дороге к месту казни. 

 

Six Lives The Stories of Henry VIII’s Queens
National Portrait Gallery 
St. Martin’s Pl, London WC2H 0HE
До 8 сентября 2024 
www.npg.org.uk

 

Автор: Джерри Миллер
Август 2024 
www.londoninrussian.com