PromoВыставкиЛондонМода

Сарджент и мода  

В лондонской галерее Тейт-Британ в конце февраля открылась выставка работ художника-портретиста Джона Сингера Сарджента «Сарджент и мода» (Sargent and Fashion). Эта выставка организована совместно галереей Тейт-Британ и Музеем изящных искусств Бостона, США. На ней представлено свыше 60-ти его работ, наглядно демонстрирующих, что Сарджент был не просто выдающимся художником, но и умелым стилистом.

Сарджент-стилист 
«Портрет Хелен Винсент», 1904 год.

Хороший художник-портретист должен реалистично отразить на полотне, как человек выглядит, его характер, возможные достоинства. Да, любой другой художник, но не Сарджент. Он активно «улучшал композицию», участвуя в выборе наряда заказчика, настаивал на определенной прическе и позе, создавал с помощью булавок дополнительные складки одежды, так что некоторые из его моделей жаловались на покалывание во время многочасового сеанса работы над портретом. Он подбирал интерьер для заднего плана портрета. И, наконец, с живописанием самой одежды он тоже позволял себе вольности, менял цвет, увеличивал декольте и все, естественно, для того, чтобы создать сильнейшее впечатление от образа заказчика.

Сарджент-стилист 
«Портрет Виржини Готро» (или Portrait of Madame X), 1884 год. Инициатива нарисовать этот портрет исходила от Сарджента, он писал Готро письма и в итоге добился ее согласия. Удивительный контраст между цветами тела и платья.
    «Эна и Бетти, дочери Ашера и Флоры Вертеймер», 1901 год. Отец этого семейства был преуспевающим лондонским арт-дилером еврейского происхождения и важнейшим патроном Сарджента.
«Портрет Грэма Робертсона», 1894 год. Студия Сарджента в Челси находилась через дорогу от семейного дома Оскара Уайльда. Грэм Робертсон был молодым человеком из окружения Уайльда, и Сарджент буквально поймал его на улице и предложил рисовать его в первую очередь ради… пальто! С портрета на нас смотрит идеальный денди.

Рядом с некоторыми полотнами Сарджента на выставке соседствуют реальные платья, веера и другие аксессуары, так что у посетителя выставки есть возможность сравнить изображенное на портретах с прототипами, что само по себе чрезвычайно интересно. Некоторые наряды очень похожи, но часть абсолютно те же. Так получилось в случаях, когда и портрет и платье находились во владении одной семьи до наших дней.

Сарджент был свободен в средствах, вращался в кругах высшего света Европы и Америки и порой сам предлагал знакомым и незнакомым людям стать его моделями. Несколько лет назад в лондонской Национальной портретной галерее проходила выставка «Сарджент: портреты художников и друзей», где как раз и были выставлены его работы, написанные не по заказу, а для души. В таких случаях художник имел возможность смело экспериментировать, свободно выражать себя.

Сарджент-стилист 
«Леди Сассун» (Алин де Ротшильд), 1907 год. Сарджент, следуя веяниям времени, любил рисовать черным по черному. В конце XIX века черные наряды перестали быть только символом траура и стали модными сами по себе. Сарджент был большим поклонником художника XVII века голландца Франса Халса, на картинах которого его соотечественник Ван Гог насчитывал 27 оттенков черного. Справа оперная накидка из тафты подобная той, что изображена на картине. Леди Сассун скорее всего приобрела ее в Париже, куда часто наведывалась.

Кто же такой Сарджент? К сожалению, в русскоязычном мире он мало неизвестен. Джон Сингер Сарджент (1856-1925) — один из самых замечательных портретистов всех времен. Причем он был далеко не только портретистом, просто портретами зарабатывал себе на жизнь, за них хорошо платили. Его называют англо-американским художником, но правильнее сказать, что Сарджент был «человеком мира».

Фото-портрет Джона Сингера Сарджента, 1903 год.

Его родители, родом из Филадельфии, переехали в Европу в 1854 году. Сарджент появился на свет во Флоренции. Когда он рос, семья его «кочевала» по Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Германии. Будущий художник в школе вообще не учился, образование получил домашнее и свободно говорил на четырех языках. В 1874 году родители Сарджента обосновались в Париже. Тогда-то, в 19 лет, Сарджент поступил на обучение в студию модного и либерального портретиста Эмиля Огюста Каролюса-Дюрана, близкого к кругу импрессионистов. С этого начинается стремительная карьера Сарджента-художника. Талант и удивительная работоспособность сделали его известным и востребованным мастером портрета еще до того, как ему исполнилось 30.

Сарджент-стилист 
«Леди Агню», 1992. Непринужденная поза, прямой взгляд и элегантный наряд усиливают впечатление от портрета.

В 1884 году, по совету своего поклонника и друга знаменитого писателя Генри Джеймса, Сарджент переезжает в Англию и остается здесь на последние сорок лет своей жизни. На доме 31 по улице Тайт (Tite Street) в лондонском квартале Челси висит мемориальная доска, гласящая, что Джон Сарджент прожил здесь последние 24 года жизни и здесь же умер. Любопытно, что через дорогу, на доме 34, висит другая мемориальная доска — там провел свои последние лондонские годы драматург и острослов Оскар Уайльд. Они почти наверняка были знакомы, обитали на этой улице в одно и то же время!

Мемориальная доска на доме 33, Tite Street в квартале Челси, где 24 года находилась художественная мастерская Сарджента. До Сарджента в этом доме жил импрессионист Джеймс Макнил Уистлер, а после Сарджента — портретист Огастес Джон.

Во время экскурсий по галерее Тейт-Британ я сравниваю Джона Сингера Сарджента с Ильей Репиным, они принадлежат к одному поколению, и изобразили сотни знаменитых людей своего времени. Правда Сарджент почти не рисовал групповые портреты и исторические полотна. Если честно, то Сарджент — не просто Репин, но Репин плюс Моне: блестящий портретист и импрессионист в одном лице. Сарджент был близок к кругу импрессионистов, ездил в усадьбу Клода Моне рисовать вместе с ним, дружил с Роденом.

Самая, наверное, известная, и не совсем портретная работа Сарджента, почти два на полтора метра, «Гвоздика, лилия, лилия, роза» написана в 1885-6 годах когда он жил в городке Бродвей в центральной Англии в среде колонии американских художников и писателей. На картине изображены две дочери его друга-художника Эдвина Остина Эбби, зажигающие в сумерках в саду китайские фонарики. Белые наряды были сшиты специально для этой картины.

Среди почти 70 картин маслом и углем, представленных на выставке (из 600 написанных художником за всю жизнь, то есть подборка солидная), три четверти — это портреты людей в полный рост и в натуральную величину. Благодаря этому создается впечатление, что человек буквально стоит перед вами. А если чуть прищурить глаза, как это делают перед полотнами импрессионистов, то смелый мазок Сарджента делает человеческую фигуру просто живой, трехмерной, она буквально выходит к вам из полотна, из обычно затемненного, как у Рембрандта, фона.

Сарджент-стилист 
«Миссис Хью Саммерсли», 1992.
«Доктор Поцци у себя дома», 1881 год. Самюэль Жан Поцци был основателем французской школы гинекологии. Вы когда-нибудь видели портрет врача в таком наряде? Это был для Сарджента первый портрет мужчины в полный рост.

В заключение удивительный факт: Джон Сингер Сарджент никогда не был женат, его самым большим другом и конфидентом была его младшая сестра. Нет прямых свидетельств, что он был «голубым», как его друг Генри Джеймс. Более того, на многих его портретах женщины изображены чувственными, даже эротичными, хотя и немного отрешенными. Поскольку на выставке рядом с портретами женщин представлены реальные платья, в которых Сарджент их изображал, легко заметить, что на его картинах декольте явно увеличены.

Другой пример. На портрете Виржини Готро (см в иллюстрациях) изначально украшенная драгоценными камнями бретелька слева была сброшена вниз на предплечье, что создавало эротический эффект и вызывало у зрителей немой вопрос: а где же нижнее белье? Когда картина была выставлена в Парижском салоне в 1884 году, она вызвала у посетителей столь бурную реакцию, что Сардженту пришлось переместить бретельку в «нормальное положение». Когда в 1916 году нью-йоркский музей Метрополитен решил этот портрет приобрести, Сарджент попросил сменить название на «Портрет миссис X». Надо добавить, что и в наши дни черное платье того фасона, что на портрете Виржини Готро, популярен и у сегодняшних красавиц, таких как Шарлиз Терон или Элизабет Хёрли.

Шарлиз Терон в платье того же фасона, что на Виржини Готро. Только здесь бретельки совсем прозрачные.

Портреты Сарджента поражают своей чувственностью, эмоциональной заряженностью и вместе с тем легкостью. Но в первой половине XX века на работы художника многие смотрели свысока. Так, художник кэмденской школы Уолтер Сикерт цинично назвал Сарджента «портретистом изгибающихся линий и оборочек». А писатель Дэвид Герберт Лоуренс сетовал, что на картинах Сарджента «нет ничего кроме ярдов и ярдов сатина из самых дорогих магазинов, украшенных сверху какой-нибудь милой головкой». Однако в последние десятилетия репутация Сарджента неуклонно идет вверх, возможно, благодаря культу знаменитостей, среди которых в свои времена вращался наш герой.

Сарджент-стилист 

Похоронен Джон Сарджент вместе со своими двумя сестрами на Бруксвудском кладбище в Уокинге в графстве Суррей под Лондоном.

Sargent and Fashion

Tate Britain,

Millbank,

London

22 февраля 2024 — 7 июля 2024

www.tate.org.uk

Автор: Джерри Миллер

Март 2024

www.londoninrussian.com