ВыставкиИскусствоЛондонМузеи

Royal Academy of Arts


Это импозантное здание на улице Пикадилли в Лондоне давно и прочно ассоциируется у британцев с Королевской академией искусств, обитающей здесь уже более 150 лет.


История Берлингтон-хаус – одного из первых жилых домов, возведенных в северной части улицы, восходит к 1660-м годам. Начал строительство в 1665 году сэр Джон Денхам, однако спустя два года продал дом Ричарду Бойлю, первому лорду Берлингтону, который и завершил стройку. И хотя своим именем здание обязано именно этому Берлингтону, известность на лондонском архитектурном ландшафте оно обрело после того, как во владение вступил третий лорд Берлингтон – тоже Ричард Бойль. Последний, кстати, приходился внучатым племянником крупному британскому ученому Роберту Бойлю, чье имя навеки засело в памяти со школьных уроков физики (закон Бойля – Мариотта).

Третий лорд Берлингтон вошел в историю Британии как патрон и поклонник палладианства. Горячая любовь к искусствам воспламеняла ум Берлингтона с ранних лет, а отправившись в путешествие по Италии, он настолько проникся идеями и теориями Андреа Палладио, что вместе с архитекторами Уильямом Кентом и Иниго Джонсом посвятил многие годы изучению и сбору рукописей великого зодчего Возрождения, спонсировав также публикацию трактата Палладио. Унаследованный от предков Берлингтон-хаус Ричард Бойль подверг основательной «палладиомизации» – под его руководством и отталкиваясь от архитектурных элементов Palazzo Iseppo di Porti в Виченце, архитектор Колин Кемпбелл преобразил южный фасад здания. Был перестроен и монументальный въезд, выходящий на Пикадилли. Что касается интерьеров, то благодаря усилиям единомышленника лорда архитектора Уильяма Кента они обогатились декором и росписями в палладианском духе.

В преображенном Берлингтон-хаус вокруг графа-мецената собирались не только архитекторы-палладианцы. Ричард Бойль слыл также вдохновителем масонского движения в Англии. Одно время в доме по его приглашению жил композитор Гендель, посвятивший своему покровителю три оперы; поэт Александр Поуп написал в его честь поэму, а основатель жанра готического романа писатель Гораций Уолпол приравнивал лорда Берлингтона к самому Аполлону.

После смерти третьего лорда Берлингтона (1753 г.) дом несколько раз переходил из рук в руки и частично перестраивался, пока в 1854 году не был приобретен британским правительством за £140 000. Первоначальный план государственных мужей снести здание и использовать землю для возведения корпусов University of London встретил резкую критику и не был осуществлен, а уже в 1857 году сюда вселились первые три из пяти научных учреждений – так называемых Courtyard Societies. На сегодняшний день в комплексе Берлингтон-хаус обитают: Геологическое общество Лондона, Линнеевское общество Лондона, Королевское астрономическое общество, Общество антикваров Лондона, Королевское общество химиков. Центральное северное крыло занимает Королевская академия искусств, въехавшая сюда в 1867 году на правах 999-летнего лизинга с арендной платой £1 за год.



Берлингтон-хаус был не первым адресом Королевской академии искусств, основанной в 1768 году специальным указом короля Георга III. Новое учреждение было призвано поднять профессиональный статус художников в стране, создать систему художественного образования (при академии были открыты школы) и проводить регулярные выставки современного искусства, отвечающего самым высоким стандартам. Это, в свою очередь, должно было способствовать становлению национальной школы искусств, подогревать интерес публики к изящным искусствам и установить каноны хорошего вкуса. Тогда же были утверждены первые 40 членов академии и избран ее первый президент – живописец Джошуа Рейнолдс. Статуя Рейнолдса (скульптор Альфред Друри, 1931), обычно украшенная венком живых цветов, и сегодня встречает посетителей в обширном внутреннем дворе Берлингтон-хаус. Поначалу Королевская академия искусств квартировала на Pall Mall, с 1780 года – в Сомерсет-хаус на Стрэнд, а в 1837-м переехала в восточное крыло Национальной галереи на Трафальгарской площади. Так что в своей нынешней резиденции – Берлингтон-хаус – она обосновалась лишь век спустя после своего основания.

Как и почти два с половиной столетия назад, эта независимая арт-институция, управляемая и возглавляемая самими художниками – членами Королевской академии искусств (Royal Academicians, R.A.), не получает никаких средств от короны или государства. Число академиков ограничено цифрой 80, при этом каждому виду искусства отводится определенное число: 14 скульпторов, 12 архитекторов, 8 графиков, 46 живописцев. В школах академии, из стен которой вышло немало известных британских художников, сейчас учатся 100 студентов. Кстати, обучение здесь, согласно конституции академии, остается бесплатным – почти невероятный факт на фоне астрономических цен на арт-образование в Великобритании!

Ежегодная Летняя выставка (Summer Exhibition) в Королевской академии искусств – одно из очень британских «must» событий сезона, не уступающее по популярности скачкам в Аскоте, выставке цветов в Челси или королевской регате в Хенли. Первое шоу состоялось в 1769 году и с тех пор неизменно, без единого перерыва проходит каждое лето, оставаясь самой крупной в мире открытой выставкой. Любой художник, внеся определенную плату, может представить несколько своих работ на суд академического жюри, отбирающего произведения для экспозиции. И хотя отношение к Летней выставке в среде современных критиков и художников неоднозначно, ежегодно около 11-12 тысяч претендентов со всего мира подают свои работы в надежде увидеть их на стенах Королевской академии искусств (вмещающей обычно не более 1100 произведений).

В этом году Summer Exhibition, в связи с пандемией коронавируса, была перенесена на осень.