Поль Сезанн в Tate Modern
В Tate Modern проходит уникальная выставка Поля Сезанна (1839–1906) — одного из самых уважаемых и загадочных художников конца XIX века, ключевой фигуры в современной живописи. Созданные в условиях стремительно меняющегося мира, его работы отражают повседневность, окружающую художника. Основываясь на своём личном опыте Поль Сезанн пытается разобраться в хаосе и неопределенности современной жизни.
Для выставки было отобрано около 80 работ художника из коллекций Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Впервые за более чем 25 лет у британской публики появилась возможность так досконально познакомиться с творчеством Сезанна. На выставке можно увидеть его культовые натюрморты и прованские пейзажи, семейные портреты и купальщиц — одну из главных тем всей жизни художника. А также работы, никогда ранее не выставлявшиеся в Великобритании.
Художник всегда подходил к живописи как к процессу и исследованию, где неопределенность играет главную роль, и связывал формальный процесс создания искусства, который он называл «реализацией», со своим личным опытом или «ощущениями». Его работы всегда находили отклик у других художников. Это наследие продолжается и по сей день.
Выставку открывает один из ранних автопортретов Сезанна. В свои 30 лет он изобразил себя зрелым, уверенным в себе и утонченным мужчиной, и провел последующие 30 лет в борьбе за звание современного художника. Он глубоко скептически относился к своему времени, от политических волнений во Франции до постоянно ускоряющейся жизни.
Новое исследование цвета, композиций и техник, использованные Сезанном в своих работах, демонстрирует смелый подход художника, его вызов условностям, который до сих продолжает влиять на современное искусство.
Первая часть выставки рассматривает Сезанна в контексте его времени, исследуя жизнь, отношения и творческий круг, который окружал художника. Во второй части — представлены группы работ, посвященные определенным темам, в том числе его знаменитые натюрморты и этюды купальщиц.
Выставка рассказывает историю молодого амбициозного художника из южного города Экс-ан-Прованс, о его попытках добиться успеха в столичном Париже в 1860-х годах, истеблишмент которого его постоянно отвергал. Как же удалось Полю Сезанну найти свой собственный радикальный стиль?
В 1861 году будущее 22-летнего Сезанна оказалось на распутье. Его отец хотел, чтобы тот остался в своем родном городе на юге Франции и продолжил карьеру юриста. А его школьный друг, писатель Эмиль Золя (1840–1902), обосновавшийся в Париже, звал Сезанна присоединиться к авангардному творческому кружку и продолжить художественную карьеру. Сезанн выбрал второе, но он никогда не поселится в Париже по-настоящему. Жизнь между Провансом и Парижем станет привычкой на всю жизнь, и сильно повлияет на его рабочую практику, стиль и карьеру.
Именно в Париже Сезанн встретил своего друга и наставника Камиля Писсарро (1830–1903). Вместе с группой других молодых амбициозных художников они разработали новые техники, подходы к композиции и способы использования цвета. Это изменение, известное как импрессионистическая революция, резко модернизировало живописную практику в Европе, которая с XV века практически не изменилась.
Отношения Сезанна с Золя и Писсарро сыграли ключевую роль в развитии его стиля и тем. Под их влиянием картины Сезанна эволюционировали от темных, жестоких, густо нарисованных композиций к более красочному и продуманному стилю.
Оказавшись в Париже, Поль Сезанн заработал себе репутацию аутсайдера из Прованса, противостоящего модным столичным вкусам. В тандеме с суровым реалистическим стилем письма Золя и отражением неспокойных времен, Сезанн рисовал современные сцены насилия и деградации. Сексуальные образы, которые он часто использовал, намекают на дискриминацию общества в отношении женщин, а также на озабоченность их меняющейся роли в общественной жизни.
Сезанн не дал названия многим своим работам. Его картина «Вечная женственность» названа по фразе, используемой в то время в Европе для описания идеализированных качеств, приписываемых женщинам. Композиция с обнаженной женщиной окруженной фигурами представителей французского общества, включая священнослужителей, торговцев, юристов, артистов, банкиров и художника, могла быть вдохновлена Эженом Делакруа (1798–1863), любимым художником Сезанна. Женская фигура здесь аллегорически представляет Париж.
Обнаженная женщина Сезанна с тревожными красными глазами, окруженная мужчинами, может быть прочитана как комментарий к политическому и социальному состоянию современного французского общества. Недавние исследования предполагают, что содержание работы отражает политические карикатуры из популярной прессы 1870-х годов.
Сезанн редко работал с профессиональными моделями, предпочитая тех, кого хорошо знал. Его тщательное изучение черт лица и поз натурщиков на протяжении многих лет позволило ему придать своим моделям эффект присутствия, без отражения характера. Тесные отношения художника с членами семьи позволили ему экспериментировать, оттачивать и совершенствовать свою портретную практику.
Самые целенаправленные и интенсивные исследования Сезанна проходили в строго контролируемой и изолированной среде его студии. Здесь он экспериментировал и возвышал жанр натюрморта, который традиционно считался наименее важным из художественных жанров. В отличие от рисования на открытом воздухе, в студии Поль Сезанн мог контролировать предметы — расставлять, подпирать и наклонять объекты для достижения желаемого эффекта, тем самым усиливая материальность своих натюрмортов.
Классический темный фон сглаживает пространство изображения. Поль Сезанн использует богатую палитру, чтобы показать форму с помощью цвета и подчеркнуть двухмерность. Создавая свои работы как чётко определённую группу, Сезанн предлагает и нам рассматривать их как единое целое, приняв участие в его экспериментах.
Сезанн хвастался своему молодому другу-поэту Жоахиму Гаске (1873–1921), что «хотел сделать из импрессионизма что-то прочное и долговечное, как музейное искусство». Это послужило причиной пожизненного увлечения художника темой купальщиц в классической традиции изображения обнаженных фигур в воображаемых пейзажах. Купальщицы Сезанна были вдохновлены его поездками в Лувр.
Купальщицы Сезанна также раскрывают очень современный подход к работе через другие образы. Вместо того, чтобы делать наброски с натуры, он постоянно изучал картины и скульптуры в музеях, рисовал фигуры écorché, показывающие мышцы и анатомию, и фотографии моделей. Он начал с изображения отдельных фигур или групп купающихся мужчин и женщин, освобождая их от аллегорического контекста. Пышные женские формы и мускулистые мужские тела с годами у Сезанна превращаются в почти андрогинные фигуры, помещенные в неспецифический открытый антураж.
Последние десять лет своей жизни Сезанн работал над тремя монументальными композициями купальщиц, постоянно меняя положение фигур, их формы и очертания. Он неоднократно увеличивал размеры холстов, добавлял слои краски, экспериментировал с пигментами, тональностью и нанесением мазков. В день его смерти все три картины всё ещё находились в мастерской Сезанна как свидетельство его непрерывных исследований и экспериментов в этой теме.
Последние годы жизни Сезанна наиболее подробно задокументированы. Его посещали сверстники и более молодые художники, стремящиеся отдать дань уважения легендарному живописцу. Их отчеты, картины и фотографии, которые также можно увидеть на выставке, раскрывают Сезанна в его самом почитаемом, но скромном виде.
Поль Сезанн остается новатором, стремящимся разработать новый визуальный язык, соединяющий традиции и современность.
Выставка в Tate Modern продлится до 15 марта 2023 года. Не пропустите!