Новые полномочия полиции для подавления протестов
В соответствии с планами Риши Сунака, полиция Англии и Уэльса получит полномочия для прекращения протестов до того, как они вызовут серьезные нарушения. Новые введения помогут офицерам подавить «деструктивное меньшинство», которое использует такие тактики, как блокирование дорог и медленное марширование.
В последние годы протесты, обычно связанные с экологическими проблемами, привели к закрытию значительной части центра Лондона и блокированию движения на ключевых автомагистралях. Полиции стало необходимо больше полномочий для пресечения беспорядков.
Правительство приняло закон для решения этой проблемы в 2022 году, но планирует пойти дальше, приняв новый свод законов, известный как законопроект об общественном порядке.
Его цель — подавить разрушительные протесты таких групп, как активисты-экологи Just Stop Oil, Insulate Britain и Extinction Rebellion, которые использовали разные тактики протестов, включая блокирование дорог.
Законопроект был опубликован в прошлом году и в настоящее время находится на завершающей стадии обсуждения в парламенте. Это вызвало резкую критику со стороны групп по защите гражданских прав, которые заявили, что законопроект антидемократичен и даёт полиции слишком много власти.
Правительство хочет внести поправки в законопроект об общественном порядке, прежде чем он станет законом, чтобы расширить юридическое определение «серьезного нарушения», дать полиции больше гибкости и внести юридическую ясность в отношении того, когда можно использовать новые полномочия.
«Право на протест — это фундаментальный принцип нашей демократии, но он не является абсолютным», — заявил Сунак в своем заявлении.
«Необходимо найти баланс между правами отдельных лиц и правами трудолюбивого большинства заниматься своими делами. У нас не должно быть протестов, нарушающих жизнь простых людей. Это неприемлемо, и мы собираемся положить этому конец».
Правительство заявляет, что с новым законам, если он будет принят, полиция сможет заблаговременно пресекать деструктивные акции протестов.
«Полиция уже имеет достаточные полномочия, чтобы арестовывать людей и перемещать их дальше», — заявила Шами Чакрабарти, член оппозиционной лейбористской партии в верхней палате парламента, которая рассматривает правительственные поправки.
«Определение того, что считается серьезным нарушением, является ключевым для этого законопроекта, поскольку оно используется в качестве оправдания для целого ряда новых правонарушений, полномочий на обыск и установлений запретов. Если вы устанавливаете планку слишком низко, то даете полиции карт-бланш, чтобы пресечь инакомыслие еще до того, как оно произойдет», — сказала она.
«Боюсь, речь идет о том, чтобы относиться ко всему мирному инакомыслию, как к терроризму».
Марта Сперриер, директор правозащитной группы Liberty, заявила, что эти предложения были «отчаянной попыткой перекрыть все пути для обычных людей в стремлении, чтобы их голоса были услышаны». Разрешение полиции закрывать протесты до того, как произошло какое-либо нарушение, «создает опасный прецедент».
Лидер лейбористов сэр Кейр Стармер заявил, что тактика активистов Just Stop Oil была неправильной и «глубоко высокомерной», но у полиции уже есть полномочия для принятия мер в подобных ситуациях. Офицерам LBC можно было бы дать больше ясности в отношении того, когда вмешиваться, без необходимости принятия новых законов.
Законопроект уже имеет положения о введении нового уголовного преступления за вмешательство в ключевую национальную инфраструктуру — нефтеперерабатывающие заводы и железные дороги, а также за «захват». Тактику, когда кто-то запирается в объекте или здании, использовали некоторые протестующие против изменения климата.
Законопроект основан на спорном Законе о полиции, преступности, вынесении приговоров и судах, который был принят в прошлом году и подвергся критике со стороны некоторых групп за введение ограничений на право на протест.
В соответствии с этим действующим законодательством, если полиция хочет ограничить протест, она обычно должна показать, что это может привести к «серьезным общественным беспорядкам, серьезному ущербу имуществу или серьезному нарушению жизни общества».
По материалам: REUTERS, BBC, The Guardian