Новое лицо Национальной портретной галереи
Вы не задумывались, над тем, что портрет, будь он сделан маслом или селфи на мобильном телефоне, это не просто картинка, но аватар, глубинный символ запечатленного человека. Ведь не случайно колдуны и ведьмы втыкают иголки в миниатюрный прообраз проклинаемого. Известна история, как в Советском Союзе в сталинские времена мальчишка попал из рогатки в портрет вождя в классной комнате, после чего навсегда исчез в ГУЛАГе. А в Англии, в XVII веке во время одиннадцати лет Республики, роялисты хранили в тайне миниатюрные изображения казненного Карла I.
Этим летом (июнь 2023) после трех лет реконструкции и ремонта наконец открыла свои двери для публики лондонская Национальная портретная галерея (NPG), расположенная в двух шагах от Трафальгарской площади. У NPG теперь новый главный вход и новое крыло, а в залах размещено на 30% работ больше, чем прежде. На перестройку был потрачен £41 миллион.
В 1834 году здание британского парламента в Лондоне сгорело. Соединенное королевство было тогда самой большой и богатой империей в истории человечества, и к строительству нового парламента, продолжающемуся 20 лет, были привлечены огромные средства, лучшие мастера, художники и дизайнеры. Здание снаружи и внутри должны были украшать сотни скульптурных и живописных изображений монархов, политиков, мореплавателей, военачальников и других людей, оставивших значительный след в истории страны.
И вот тогда-то выяснилось, что никто толком не знает, как многие из великих британцев выглядели, к примеру, шесть жен Генриха VIII, или Вильгельм Завоеватель, или Ричард Львиное сердце. Поэтому появилась идея создать портретный пантеон нации, и в 1856 году Национальная портретная галерея появилась на свет. Подобных институтов в мире не так много: по образцу лондонской портретной галереи позднее были созданы аналоги лишь в Эдинбурге и Вашингтоне.
Надо оговориться: нечто подобное было в британской столице в момент создания NPG — это основанный в 1835 году Музей восковых фигур. Однако мадам Тюссо не ставила себе целью сохранить для вечности облики именно британцев, причем не следуя моде дня. И в наши дни восковые портреты людей, которые перестают быть популярными у публики, тут же убирают в запасники (точнее сохраняют только головы и руки, которые изготовить труднее всего.) или полностью переплавляют, чтобы воск не пропадал. Кроме того, работы, зачастую изваянные с натуры хорошими, но никак не выдающимися штатными скульпторами музея, тягаться с произведениями искусства в NPG, созданными выдающимися скульпторами и художниками, такими как Ганс Холбейн Младший или Луи-Франсуа Рубильяк, никак не могут.
Что может дать лучшее представление об истории Англии, чем портреты её великих сынов и дочерей, знакомство с тем, как они наряжались, в какой позе и в окружении каких предметов и других людей хотели быть запечатленными? И какими их видел сам художник или скульптор? Любопытно, что до 1969 года NPG придерживалась следующего правила: в коллекцию можно было включить только портреты людей, умерших не менее, чем десять лет ранее, чтобы было время оценить общественную роль того или иного человека. Исключение делалось для персон королевских кровей. Правило это более не существует, галерея стремится приобретать выполненные любым способом изображения знаменитостей сегодняшнего дня. Так, посетитель найдет здесь видеоролик с ворочающимся во сне футболистом Дэвидом Бекхэмом и написанный грубыми мазками гиперимидж музыканта Эда Ширана.
Галерея хранит изображения знаменитых представителей Великобритании во всех возможных портретных жанрах: маслом, акварелью, в виде скульптуры, витража, фотографии, мозаичного панно и шаржа. Есть в коллекции и посмертные маски таких людей, как лорд-протектор Англии Оливер Кромвель и пейзажист Джон Констебл, как, впрочем, и прижизненные слепки лиц художников Трейси Эмин и Фрэнсиса Бэкона. В этом же зале посмертных и прижизненных масок также красуется скульптурный автопортрет художника Марка Квина, хранящийся в прозрачной морозильной камере — на его изготовление пошло пять литров крови Квина! Вот вам: не только портрет-аватар, но еще и из «сырья» из тела самого художника!
За тремя массивными дверьми вас встречает открытый и светлый вестибюль, в котором для «пробуждения аппетита» выставлен десяток разнообразных скульптурных бюстов. Коллекция NPG насчитывает 250 тысяч работ, но к счастью в залах выставлена лишь малая их толика, примерно 2000.
Поднявшись на эскалаторе на третий этаж Портретной галереи, первое, что вы видите — это гальванопластические копии надгробных рельефных портретов, эффигий, средневековых английских королей и Черного принца из Вестминстерского аббатства и Кентерберийского собора. Больше в галерее никаких копий нет, одни лишь оригиналы. Но кроме этого галерее принадлежит расположенная в соседнем здании справочная библиотека, где вам бесплатно и без регистрации вынесут досье на любого знаменитого британца с копиями всех существующих его или её портретов, будь то Шекспир, королева Виктория или Уинстон Черчилль.
Портретное искусство в Англии зародилось лишь в начале XVI века (самый старый портрет коллекции короля Генриха VII, основателя династии Тюдоров, датируется 1505 годом) и то благодаря иностранцам. Дело в том, что великий Генрих VIII в ходе борьбы с Папой римским уничтожил все религиозное искусство, оставив страну без Раннего Возрождения. И Англии повезло, что к королевскому двору прибыл молодой, оставшийся из-за Реформации не у дел у себя на родине в Германии, Ганс Гольбейн Младший. Именно ему и его последователям-британцам, таким как миниатюрист Николас Хиллард, мы обязаны портретами вельмож Тюдоровской эпохи.
Позднее, при Стюартах, на британскую портретную сцену ступили такие гиганты искусства, как фламандцы Питер Поль Рубенс, Антоний ван Дейк, Питер Лили и немец Готфрид Кнеллер. В XVIII веке, в так называемую Георгианскую эпоху, наконец появились блестящие портретисты-англичане: Томас Гейнсборо, Джошуа Рейнольдс и Джордж Ромни. Да и американца Бенджамина Веста, придворного художника Георга III, можно в этот список внести — ведь в его времена Америка еще была частью Британской империи. По этой же причине здесь можно полюбоваться портретом Бенджамина Франклина, позднее подписанта Декларации независимости США.
XIX век в британском портретном искусстве можно назвать временем застоя из-за консервативных вкусов королевы Виктории и ее супруга принца Альберта. Это хорошо демонстрируют работы талантливых, но скучных официальных мастеров искусства: немца Франца Ксавера Винтерхалтера и невероятно продуктивного Томаса Лоуренса. Однако ситуацию «спасли» бунтари-прерафаэлиты и последователи французских импрессионистов, такие как мои любимые Джон Эверетт Милле, а также Джордж Фредерик Уоттс и американо-британец Джон Сингер Сарджент.
В XX – XXI веках в британском портретном искусстве начался полный разнобой. Среди британских художников, специализирующихся в последнее столетие на портретах, можно назвать Мэгги Хэмблинг (у её чудесной скульптуры «Разговор с Оскаром Уайлдом» в Ковент-Гардене фашиствующие хулиганы-антисмокеры, видно, газовым резаком отрезали бронзовую сигарету с двумя пальцами драматурга), англо-американского скульптора Джейкоба Эпстайна и фотопортретиста Дона Маккалина. Ныне, когда художникам и скульпторам приходится вовсю конкурировать с фотографами, новаторские, полуабстрактные, нестандартные портреты порой дают возможность передать характер человека лучше, чем реалистические, как было в прошлом.
Как размещены картины и скульптуры относительно друг друга в NPG имеет большое значение. Так, портрет Эммы Гамильтон соседствует с портретом вице-адмирала Нельсона, бюст короля Георга I, при котором был создан пост премьер-министра, стоит рядом с бюстом первого премьер-министра Роберта Уолпола. В одном зале вы найдете всех вместе художников-прерафаэлитов, в другом — поэтов романтиков XVIII века во главе с лордом Байроном.
До того, как галерею закрыли на капитальную реконструкцию в 2020 году, ее посещало несоизмеримо меньше людей, чем ее соседку — Национальную картинную галерею. Но сейчас NPG без сомнения должна входить в десятку главных достопримечательностей Лондона, наряду с Вестминстерским аббатством и крепостью Тауэр, настолько теперь это качественный «сгусток» британской истории и культуры.
В NPG, как и повсюду в Великобритании, идет яростная борьба за равноправие женщин. Так до перестройки портреты женщин составляли всего 25%, а сейчас эта цифра приближается к 40%. Два зала — полностью отведены женским портретам, плюс в нижнем новом крыле здания можно полюбоваться гигантским панно, напоминающее обложку диска Битлз Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band с трафаретными ликами 130 выдающихся дам. Три большие входные двери NPG теперь украшают бронзовые пластины с 45 схематичными женскими лицами работы Трейси Эмин. А на стенах кафе галереи висят фотографии актрисы Одри Хепбёрн.
Каждый год NPG заказывает несколько портретов, стараясь свести вместе незаурядных художников и выдающихся британцев. В центре каждого такого союза взаимное уважение, визуальный диалог и вдохновляющая связь. За последние 40 лет NPG инициировала примерно 200 подобных творческих союзов.
Если вы устанете гулять по залам Национальной портретной галереи, у вас всегда есть возможность сделать перерыв, перекусить в кафе на первом этаже, выпить кофе в кафе-баре этажом ниже или отобедать в стильном ресторане «Портрет» на крыше с видом на Трафальгарскую площадь и Уайтхолл. До перестройки ресторан имел то же название, но сейчас в нем обосновался знаменитый шеф-повар Ричард Корриган, меню изменилось до неузнаваемости, и появился отдельный вход в ресторан, так что теперь туда можно попасть даже когда галерея закрыта, чего не было раньше.
В данный момент в NPG проходят две выставки:
- Yevonde: Life and Colour — работы женщины фотографа-портретиста 1930-х годов: https://www.npg.org.uk/whatson/exhibitions/2023/yevonde-life-and-colour/
- Paul McCartney, Photographs 1963–64 — любительские неформальные снимки битла: https://www.npg.org.uk/whatson/exhibitions/2023/paul-mccartney-photographs-1963–64-eyes-of-the-storm/
В ноябре 2023 в Галерее королевы при Букингемском дворце откроется выставка портретов кисти Ганса Холбейна Младшего Holbein at the Tudor Court:
https://www.rct.uk/collection/themes/exhibitions/holbein-at-the-tudor-court/the-queens-gallery-buckingham-palace?utm_campaign=1405696_2023_07_general&utm_medium
* * *
Автор: Джерри Миллер. Лицензированный лондонский гид
Июль 2023
www.angliskyklub.com
+44 7754 062365
info@angliskyklub.com