Незаслуженно забытые. Создана карта женщин-композиторов
Сколько имен известных женщин-композиторов вы можете назвать? Что мы о них знаем? 28-летняя преподаватель музыки из Валенсии Сакира Вентура задалась этими вопросами, когда осознала, что за долгие годы академического изучения музыки крайне редко слышала о женщинах, сочинявших классическую музыку. Основанный Вентурой проект призван напомнить о выдающихся женщинах, чей вклад в музыкальную культуру на протяжении веков преуменьшали или игнорировали из-за гендернего неравенства либо социальных предрассудков. В ходе реализации своего замысла Сакира создала интерактивную карту, на которую нанесла имена более 500 женщин композиторов со всего мира.
«Мы никогда не уделяли им того места, которое они заслуживают. Их имена не фигурируют в учебниках истории музыки, их произведения не играют на концертах, а их музыка не записывается. Я всегда говорила о том, что нужно нанести этих композиторов на карту, поэтому мне пришла идея сделать это буквально», – рассказала Вентура.
Однако осуществить задуманное оказалось не так-то просто. Где собрать необходимую информацию? Больше года преподаватель музыки провела, штудируя энциклопедии, копаясь в библиотеках, связываясь со многими людьми в социальных сетях. Сотни часов работы увенчались созданием уникальной карты-сайта, где задокументировано 530 женщин-композиторов разных эпох и стран мира – включая краткую информацию, рисованный портрет или фотографию каждой из них, а также ссылку для прослушивания их произведений в Spotify.
Впечатляющий каталог музыкантов, составленный Вентура, простирается вглубь веков – от Кассии – греческой монахини и основательницы женского монастыря в Константинополе в IX веке, чьи гимны и сегодня исполняют в православной церкви до британского вундеркинда Альмы Дойчер, сочинившей свою первую сонату в шестилетнем возрасте.
Многие из героинь карты томились в безвестности – давние предрассудки о том, что для женщин музыка может быть лишь развлечением, а не профессией омрачали или делали невозможной карьеру в этой области. Для некоторых препятствием становились устаревшие нормы приличия и социальные рамки: к примеру, старшая сестра великого Вольфганга Амадея Моцарта – Анна-Мария, также являлась одаренным композитором, но вынуждена была бросить музыку после достижения совершеннолетия, опасаясь, что выступления и гастроли повредят ее репутации.
Другие пострадали от бытующих столетиями заскорузлых клише, будто женщины неспособны к мышлению более высокого уровня, необходимом при сочинительстве. «Считалось само собой разумеющимся, что произведение, написанное женщиной, не будет такого же качества, как сочинение, созданное мужчиной», – сказала Вентура.
Подобные барьеры заставляли композиторов-женщин проявлять творческий подход – некоторые поступали в монастыри, чтобы изучать музыку, иные публиковали произведения под мужскими псевдонимами.
По словам Вентура, реакция на ее карту женщин-композиторов преимущественно была положительной – за исключением нескольких голосов, жалующихся на отсутствие там мужчин.
«Мне пришлось объяснить этим людям, что если они хотят узнать о композиторах-мужчинах, то могут открыть любую книгу по истории музыки, пойти на любой концерт или настроиться на любую радиостанцию», – сказала преподаватель. – «Но если я составляю карту женщин-композиторов, так это потому, что эти женщины больше нигде не фигурируют».
Больше всего Вентура взволновал огромный интерес, проявленный к карте другими преподавателями, готовыми использовать ее в своих уроках. «Мне 28 лет, и никто никогда не говорил со мной о женщинах-композиторах», – призналась Вентура. «Так что я хочу исправить то, что сама недополучила – и сделать так, чтобы мои студенты знали не только о Моцарте и Бетховене, но и об этих женщинах-композиторах».
И это еще не конец – Сакира Вентура продолжает работу и сейчас занята сбором данных еще о 500 женщинах, имена которых надеется нанести на карту женщин-композиторов.
Подготовила Вика Нова
По материалам: The Guardian, Classic FM