Maxim Says… Апрель 2011
Несколько лет назад, достаточно давно, потому что тогда мой интерес к внутреннему музыкальному рынку был еще велик, я беседовал с одним моим хорошим товарищем. Человек он и впрямь замечательный, однако ко всем его «хорошестям» добавлялась одна немаловажная: он был большим боссом на одной из радиостанций, немаловажных для «Ногу Свело». В одной из бесед мой товарищ сказал примерно следующее: «Макс, ты замечательный мелодист, но скажи мне на милость, почему вы так усердно прячете эти мелодии?..» Поясню: имелось в виду примерно следующее – мелодии здоровские, а аранжировки, типа, сложноваты.
В этом, не побоюсь сказать, суть философии оте-чественной популярной музыки. Основную идею, то бишь мелодию, нужно оголить, разжевать, подав прямо в лоб, прямолинейно. От этого музон у нас плоский и однослойный.
Сегодня я позволю себе вступление чуть большее, чем обычно, потому что под руку попались уж больно занимательные образцы того образа мысли, который присущ представителям другой, я бы сказал, лицевой стороны музыкального мира. В трех альбомах, которые я представляю вам сегодня, мелодий, которые можно вбить в голову бедолаге-слушателю, пользуясь легендарным приемом «унца-унца», больше, чем в двадцати, а то и тридцати кругленьких кусочках пластмассы, которые продают мои коллеги по цеху, из, так сказать, прямолинейного пространства. Но вот беда с этими непрямолинейными англичанами – они не слышали совета, который был дан мне, и со свойственной им упертостью продолжают все больше и больше изгаляться над своими собственными мелодиями и старательно «завешивают» их всевозможными аранжировочными приблудами – весьма специфическим звуком, дополнительными мелодическими линиями, нередко доходящими до диссонансов. В результате, помните, как в «Приключениях принца Флоризеля», художник нарисовал Клетчатого… Нет, нам такой не подойдет. Нам нужен образ четкий и понятный, как человечек на пешеходном знаке.
Однако, как вы скоро поймете, сегодня, как, впрочем, и обычно, я предлагаю вам послушать отнюдь не концептуальную музыку, купленную в отделе психоделики, а вполне себе топовые мировые имена. И если нам с вами немножко повезет, мы, ниточка за ниточкой, распутаем этот замысловатый кокон, внутри которого нас ждет заслуженная награда: мы услышим, как из чего-то, местами весьма близкого к хаосу и какофонии, вдруг совершенно неожиданно рождается безумно красивая мелодия, потом снова исчезает или переходит в нечто другое. Но описать это моих литературных способностей уже не хватает.
Underworld
Barking
underworldlive.com / 2010
В отношении этого произведения некоторая часть моих комментариев, данных в предисловии, возможно, не совсем справедлива, хотя правильнее будет сказать: не совсем актуальна. Дело в том, что это весьма ровная и приятная для уха электронная музыка. Здесь скорее уместно говорить о некоем гипнотическом воздействии, которое она производит. Говоря проще, до нашего сознания интеллектуальная пища доходит быстро и без препятствий. Остается раствориться в этом и наслаждаться. Честно скажу, что я, слушая этот альбом, достаточно сильно устал. Но вовсе не по причине какого-либо дискомфорта, просто Barking заставил меня погрузиться в него полностью. Композиции весьма длинные, но ничуть не надоедают. Самое время вернуться к тезису о многослойности. На жесткую железобетонную основу нанизано огромное количество изысканных синтезаторных звуков. И, несмотря на монотонность, присущую данному стилю, в каждый момент происходит что-то новое. Покаюсь, не было времени серьезно вникнуть в тексты, однако степень их значимости переоценить тоже довольно сложно. Это, кстати, вовсе не значит, что таковых много. Иногда что-то бормочет без умолку, иногда изредка. Сравнивая с тем, что я услышал в последнее время, аналогию можно провести с Faithless. Ну и напоследок пару слов о своем, о девичьем: как профессионал я понимаю, что подобный уровень мастерства практически недостижим.
Klaxons
Surfing the Void
Polydor / 2010
Я услышал этих ребят впервые, однако даже не потрудился уточнить, англичане они или нет, потому что там по всему видно, что они англичане. Врубил погромче и начал слушать. Понравилось не очень. Чудо произошло при втором прослушивании. Неповторимость звучания достигается в основном при помощи уникального гитарного звука – там столько всего булькает, шипит и квакает, что сразу понятно: работа с приборами была проведена – мама, не горюй! Песни в основном энергичные, однако, несмотря на специфичность, о которой я только что имел честь сказать, коллектив остается традиционно английским. Трек номер три, «Surfing the Void», давший название альбому, как и следовало ожидать, весьма концептуален, но лично мне номер два «The Same Space» больше по душе. Но основное решение за вами, почтеннейшие.
PJ Harvey
Let England Shake
Universal / Island / 2011
Вы знаете, мне доводилось на страницах этого журнала освещать альбомы таких артистов, как Kasabian, Moby, Radiohead и др., то есть тех, вокруг которых звуки роятся как насекомые. Иногда прекрасные бабочки, иногда назойливые мухи… И из этого хаоса рождалась изысканная музыка. В случае же с этой работой PJ Harvey я уже вторично за сегодняшний день признаюсь, что моего словарного и интеллектуального запаса не хватает для ее хотя бы приблизительного описания. Позволю себе лишь пару замечаний. В большинстве композиций достаточно нарочито звучат расстроенные инструменты, а в начале первой песни гармония как-то неожиданно «съезжает». С перепугу возникает впечатление, что это достигнуто электронным способом, и в тот момент, когда ты себя чувствуешь окончательно дезориентированным в этом диссонансе, тебе дают понять, что мелодия – вот она, лежит практически на поверхности. Нужно всего несколько штрихов, чтобы она стала явной. Странно, ведь любой подарок, тем более очень дорогой, всегда старательно упаковывают. Развязывать ленточку, разворачивать бумагу является отдельным, дополнительным счастьем, без которого немыслим подарок. Здесь можно просто наслаждаться этим процессом. Весьма бескомпромиссная продюсерская работа. Послушайте, например, трек номер 5 «All and Everyone». Гудение гитар (я имею в виду то, что мы, музыканты, называем низкой серединой) иногда весьма неуютное, а на него накладывается не менее требующий к себе внимания монотонный барабан, примерно в той же части спектра. … В общем, вам сегодня покажется, что я наговорил много и неразборчиво. В довершение всего позволю себе так неожиданно и нелогично закончить. Сделайте милость, наслаждайтесь.