Каннский фестиваль 2023. Фильмы, заставляющие задуматься
На 76-м Каннском фестивале уже показали много запоминающихся фильмов. Среди них «Зона интереса», «Убийцы цветочной луны» и «Фальшивые войны». Каждый имеет свою особенность. «Зона интереса» показывает жизнь концлагеря с другой стороны колючей проволоки. «Убийцы цветочной луны» — криминальная драма с ДиКаприо и Де Ниро в главных ролях. И «Фальшивые войны» покойной легенды кинематографа Жана-Люка Годара, мировая премьера 20-минутного трейлера которого состоялись на фестивале.
Невероятная немецкоязычная «Зона интереса» Джонатана Глейзера показывает противоречивою картину. Спокойная семья, празднующая день рождения и просто занимающаяся своими делами. Однако это семья старшего коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса в эсэсовской форме. На заднем плане семьи слышны отдаленные крики и выстрелы. На них никто не реагирует. Ничто из лагеря не может проникнуть в их мир.
Перед сном Хёсс делает то, что делают отцы во всем мире, запирает двери и выключает свет. Нормальность везде и нигде, потому что мы также видим, как кровь смывается с его ботинок, а в непосредственной близости извергается и полыхает дымоход.
Глейзер не довольствуется простым повествованием истории, основанной на романе Мартина Эмиса, который умер в эти выходные. Его фильм визуально ошеломляет. Всякий раз, когда показывают семью, картина кристально чистая, свежая и новая, но в другие моменты — когда Хёсс читает сказки своей дочери — фильм становится черно-белым, как движущийся рентгеновский снимок.
Именно после Второй мировой термин «банальность зла» часто используется для описания ужасов нацистов и их лагерей. Мы можем наблюдать это и в фильме, и в реальной жизни. Ужасающая повседневность войны, когда страдающие привыкают к обстрелам и к мысли о смерти, а агрессоры спокойно наслаждаются своей жизнью, считая, что война, начатая их страной – это нормально, ведь они лишь «спасают», убивая сотни, а то и тысячи – это реальность современности.
Премьера фильма «Убийцы цветочной луны» Мартина Скорсезе состоялась на Каннском кинофестивале в субботу, вызвав продолжительные овации. Зрители в Большом театре Люмьер бурно аплодировали фильму в течение как минимум семи минут. Основанный на бестселлере Дэвида Гранна, фильм представляет собой реальную криминальную историю, «действующую в Оклахоме 1920-х годов и изображающую серию убийств членов богатой нефтью нации осейджей, череду жестоких преступлений, которые стали известны как «Царство Террора».
Три с половиной часа фильма знаменуют собой первое в истории обращение Скорсезе к жанру вестернов. Премьера картины состоялась вне конкурса в Каннах. Уже с нетерпением ждем премьеры фильма в октябре.
«Фальшивые войны» выделили сразу по нескольким факторами. Во-первых, его снял покойный Жан-Люк Годар – легенда в своей области. Во-вторых, все, что он успел снять – это 20-минутный трейлер художественного фильма.
Кадры из трейлера «Фальшивых войн» представляют собой серию коллажей на бумаге, а предметом исследования является Шарль Плинье, бельгийский сюрреалист и поэт, исключенный из коммунистической партии в 1937 году за, как выразился Годар, «троцкистское отклонение от нормы». На фестивале отметили, что работа «останется высшим жестом кинематографа».
Трейлер также будет представлен на киносеминарах в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, чтобы все мы задумались о том, что могло бы быть, если бы Годар был в состоянии снять задуманный фильм.
В кадре есть текст Годара, который дает нам подсказку: «Больше не доверять миллиардам диктатов алфавита, чтобы вернуть свободу непрекращающимся метаморфозам и метафорам истинного языка, возвращаясь к местам прошлых побегов, принимая во внимание учитывайте настоящие истории».
По материалам: Evening Standard, CNN, Deadline