Как Facebook захватил интернет: две стороны одной медали
В то время, когда западные пользователи Facebook сейчас закрывают свои аккаунты и уходят в другие более удобные или безопасные для них социальные сети, для некоторых стран и даже континентов — именно эта платформа становится незаменимой. Там развивают бизнес, заказывают товары и даже ищут вакцины. Какие сформировались «за» и «против» в происходящих процессах, иллюстрируют The Wall Street Journal и The Guardian.
В последнее время над Facebook Inc. сгустились тучи. Это были и расследования, и масштабный сбой всех продуктов, и свидетельства Френсис Хауген. Одновременно с этим компания подвергается все большему давлению из-за своего влияния на юных пользователей и ее усилий по созданию продуктов для них.
Facebook в течение многих лет разрабатывает планы по привлечению к себе новых пользователей. Как свидетельствуют документы, рассмотренные The Wall Street Journal, компания сформировала команду для изучения детей младшей подростковой группы, а также разрабатывает стратегии продуктов для них.
ФБ – не единственная компания, находящаяся под пристальным вниманием в связи с детской аудиторией. Практически каждая важная социально-медийная платформа, наряду с TikTok, YouTube и ByteDance Ltd., столкнулась с вопросами о том, как дети используют их товары. Федеральные правила запрещают сбор данных о детях в возрасте до 13 лет, а законодатели критикуют технологические корпорации за то, что они не принимают дополнительных мер для защиты детей от преступников и вредных материалов.
Расследование The Wall Street Journal описывает целый ряд нарушений и недоработок, которые могут стать «дамокловым мечом» для компании. Это и влияние Instagram на психику девочек-подростков, и их механизмы привлечения детей младше 13 лет, не говоря уже о ситуациях с подстрекательством к насилию и торговле людьми в закрытых группах Facebook.
The Guardian в своих материалах рассказывают о ценности социальной сети в Африке: как для местного бизнеса, так и для подавляющего числа населения, решающего с его помощью простые, но жизненно важные вопросы.
По всей Африке Facebook – это интернет. Бизнес и потребители сильно зависят от него, потому что доступ к приложению и сайту является бесплатным во многих африканских телекоммуникационных сетях. В 2015 году Facebook запустила Free Basic, интернет-сервис, который предоставляет пользователям бесплатный доступ к платформе. За последние пять лет Freebasic был запущен в 32 африканских странах.
Доступ к Интернету в Африке в подавляющем большинстве случаев осуществляется с помощью мобильных телефонов; лишь около 8% африканских домов имеют компьютер, в то время как количество владельцев телефонов колеблется на уровне около 50%. Для пользователей в странах с нестабильной экономикой и сложностями в поставках Facebook становится жизненно важным. Например, жители отдаленной части Судана Хартума, где последние три года держится политическая нестабильность и наблюдается нехватка продовольствия и топлива, благодаря закрытой группе Facebook организовывают доставку топлива и хлеба.
Концентрация пользователей Facebook в некоторых африканских странах принесла определенные положительные результаты с точки зрения содействия свободе слова и гражданской активности в районах, где репрессивные режимы жестко контролируют общественное пространство. После военного переворота в Судане в октябре прошлого года армия отрезала интернет-услуги, но некоторым пользователям все же удалось найти способы оживить протесты на Facebook.
Однако это открывает те же возможности для авторитарных режимов и вооруженных повстанцев – это пропаганда, троллинг или подстрекательство к насилию. В октябре прошлого года в CNN сообщали, что Facebook знал о том, что платформа используется для подстрекательства в Эфиопии – и бездействовал. Кроме того, в процессе модерации Facebook не всегда понимает местный контекст. К примеру, офис Facebook в Африке открылся в 2015 году, а первые модераторы, говорящие на амхарском языке, были наняты только в 2019 году. И это только один из более чем 80 языков, на которых говорят в Эфиопии.
По материалам: Wsj, Theguardian