К Бернарду Шоу на огонек
Добраться на машине до дома-музея драматурга, острослова и социального реформатора Бернарда Шоу очень просто: надо покинуть Лондон в северном направлении по шоссе М1. Чуть попетляв по сельской местности графства Хартфордшир вы окажетесь в деревушке Эйот-Сент-Лоренс (Ayot St Lawrence). Здесь нужно найти зеленые металлические ворота над которыми дугой большими буквами значится: Shaw’s Corner или «Уголок Шоу».
Существует фотография, где вот перед этими самыми воротами собрались жители деревни и ждут Шоу, чтобы поздравить его с девяностолетием. В этом «Уголке» автор «Пигмалиона» написал значительную часть своих произведений и здесь же похоронен. Ирландец по происхождению он прожил в этом небольшом дачном поместье 44 года. После удачной женитьбы на ирландке-миллионерше Шарлотт (Charlotte Payne-Townshend) он смог себе позволить приобрести этот дом.
Начнем по порядку. По гравийной дорожке от парковки мы подходим к дому, построенному в стиле аrts-and-crafts — «искусства-и-ремесла» — это британский эквивалент движения ар-нуво. Дом был возведен в 1902 году местным приходским священником, который вскоре решил, что для его семьи дом великоват и начал сдавать его в аренду. В 1906 году чета Шоу арендовала дом, а в 1920, когда он был выставлен на продажу, купила. Правда Шоу до конца жизни оставлял за собой лондонскую квартиру на площади Fitzroy Square, там сегодня висит мемориальная доска, повествующая об этом. На входной двери в «уголок» установлен бронзовый дверной молоток в виде головы Шоу в шляпе, а под молотком надпись «Человек и сверхчеловек» — так называется одна из его пьес.
Драматург дружил с основателем движения «искусство-и-ремесла», Уильямом Моррисом, который неоднократно в этом доме гостил. Занавески на окнах, портьеры, трость для прогулок и многое другое сделаны либо по рисункам Морриса, либо его ремесленной артелью. Моррис был на 20 с лишним лет старше и имел на молодого Шоу большое влияние. Благодаря ему тот стал посещать собраниях движения, вступил в немарксистское социалистическое Фабианское общество. Позднее вошел в состав райсовета лондонского квартала Сент-Панкрас, и, благодаря его реформаторскому пылу, в городе был открыт первый женский туалет — через 30 лет после первого мужского!
В прихожей сразу бросается в глаза вешалка для шляп. Для каждого рода деятельности у Шоу был свой головной убор, зачастую изготовленный специально для него: шляпа пасечника с самодельной вуалью, автомобилиста, шахтера — чтобы пилить и колоть дрова, специальная шляпа для визитов в Лондон. Одна из его служанок как-то рассказала, что этот оригинал носил шерстяные шляпы летом и соломенные — зимой.
Тут же в прихожей стоит компактное пианино, сделанное тоже в стиле «искусства-и-ремесла». Мать Шоу была преподавательницей музыки и пения, а он подрабатывал в молодости музыкальным критиком и самостоятельно научился играть на пианино. В 1930-х годах и позднее жена Шарлотт часто болела. Прихожая находилась как раз под её спальней, и пианино специально установили здесь, чтобы у Бернарда была возможность радовать её музыкой. Надо сказать, что Шарлотт тоже была политической активисткой, боролась за права женщин и была членом Фабианского общества. Их брак был платоническим, детей у пары не было. После смерти Шарлотт в 1943 году за семь лет до кончины Шоу, он подарил эту усадьбу нации — Национальному фонду, но оставил за собой право жить здесь до своей кончины. И, кстати, перевез сюда многие ценные вещи и произведения искусства из своей лондонской квартиры, которую продал.
В столовой, где стоит тахта, на которой Шоу провел свои последние дни, любуясь садом, на каминной полке в ряд стоят кумиры Шоу. Среди них Махатма Ганди, Владимир Ленин, Феликс Дзержинский и Иосиф Сталин, а также его собрат по перу норвежец Генрик Ибсен. Тут же фотография дома в Дублине, в котором Шоу появился на свет. Бернард Шоу был одним из первых западных деятелей культуры, встретившихся со Сталиным и очень наивно, а некоторые считают преступно наивно, относился к кровавым событиям в стране Советов. Так, он открыто оправдывал показательные процессы 1930 годов, называл Голодомор фикцией, за что его до сих пор не жалуют в Украине.
Шоу покинул столицу Ирландии в двадцатилетнем возрасте и впервые ступил на родную землю лишь 30 лет спустя, и то по настоянию жены. Этот высокий сухощавый ирландец с огненно-рыжей шевелюрой, густыми бровями, непременными усами и бородой, своего ирландского происхождения не стыдился, но и не настаивал, что оно имеет для него большое значение. Возможно по той причине, что старался забыть детство, называя его «каторгой». Тем не менее ирландский акцент следовал за Шоу всю его жизнь.
В «Уголке Шоу» множество его портретов. Драматург был персоной эпатажной. В гостиной стоит его бюст работы Огюста Родена, в столовой — его портрет кисти важнейшего британского постимпрессиониста Огастеса Джона. Стоит также упомянуть бюст Шоу из лондонской Национальной портретной галереи работы Джейкоба Эпстайна и серию фотопортретов канадца армянского происхождения Юсуфа Карша.
Знакомство с реальным Бернардом Шоу дополнит прогулка по садам Shaw’s Corner. Многие деревья в небольшом саду перед домом и в большом за домом сажали Шоу с женой. Драматург любил все, связанное с деревьями. Его это в каком-то смысле и погубило. Уверенный, что никогда не умрет, он в возрасте 94 лет полез на сливовое дерево, чтобы подрезать сук, который под ним обломился. Шоу упал, сломал кость бедра и через пару недель в ноябре 1950 года скончался. Незадолго до его смерти ирландская радиостанция предложила сыграть по радио какую-нибудь его любимую мелодию. Он выбрал ирландскую народную песню «Умирает старая кобыла». После смерти Шоу его прах смешали с прахом Шарлотт и развеяли тут же в садах.
В дальней части большого сада стоит, сделанный по спецзаказу Шоу, летний домик на вращающейся платформе, где он сочинял свои произведения. Драматург то и дело выходил из домика и поворачивал его так, чтобы солнце (когда и если оно в Англии появляется!) светило прямо в окно. Это дощатое сооружение, напоминающее сарайчик, служило ему кабинетом, местом, где он мог полностью отдаться работе, где его никто не отвлекал. Сюда были подведены электричество и телефон. Содержимое домика аскетично: кушетка, стул и стол с пишущей машинкой. С десяток лет назад в газете появилось сообщение, что студенты местного университета отремонтировали домик и поменяли вращающуюся платформу, на которой тот стоит. Во время недавнего визита я попытался его повернуть, но не получилось. Видно пришла пора следующего ремонта.
Здесь же в саду есть огороженный живой изгородью участок, где находятся поленница и козлы. Супруги до глубокой старости, в качестве физической нагрузки, пилили и кололи дрова. В дровах не было практической необходимости, дом отапливался углем. По-соседству на небольшой поляне когда-то стояло несколько пчелиных ульев — чета Шоу разводила пчел. Мед, как известно, излюбленное лакомство вегетарианцев, а Шоу и жена были стойкими вегетарианцами, причем в те времена, когда это было крайне необычно. Шоу принадлежит известное высказывание, что «животные наши друзья, а питаться трупами друзей я не намерен».
Бернард Шоу был классическим примером оригинала, эксцентрика. Помимо вегетарианства и необычного вкуса к головным уборам, он, к примеру, верил, что изделия из натуральной шерсти, если их носить на теле, способствуют естественному испарению пота, а это полезно для здоровья. Поэтому все на нем — от нижнего белья до пиджака и пальто, было из шерсти. Причем многие из предметов его одежды были изготовлены специально для него.
Шоу открыто выступал в защиту проституции. И, наконец, одним из важнейших его проектов был так называемый фонетический алфавит из сорока с лишним букв, с помощью которого он намеревался упростить правописание английского языка, так, чтобы больше не было никаких исключений из правил, чтобы все как писалось, так и произносилось. Знающие английский язык прекрасно понимают, о чем идет речь: в этом языке каждое второе слово — исключение. Шоу потратил много денег на рекламу своего изобретения, оставил серьезные суммы денег на этот проект в своем завещании, одну из своих пьес «перевел» на свой упрощенный английский и издал ее.
На первом этаже в гостиной на каминной полке стоит золотой «Оскар», который Шоу получил за сценарий к фильму «Пигмалион». А на втором этаже в холле под стеклом раскрытым лежит Нобелевский диплом. Шоу вручили премию в 1925 году за его пьесы. От денежного вознаграждения он отказался, заявив, что «Нобелевка» — «спасательный круг, бросаемый пловцу, который уже и без того благополучно добрался до берега». Драматург попросил передать приличное денежное вознаграждение, какие получают лауреаты, на переводы шведской литературы на английский язык.
Еще недавно Бернард Шоу был единственным человеком в истории, обладавшим одновременно и Нобелевской премией, и престижной премией Американской академии кинематографических искусств и наук. Но в 2017 году к нему присоединился еще один счастливчик — Боб Дилан! Добавим, что Шоу когда-то демонстративно отказался от посвящения его британским монархом в рыцари, иначе комплект его достижений выглядел бы еще более впечатляющим.
Подробности:
Автор: Джерри Миллер
Сентябрь 2023