Искусство

“Искусство и криминал”. Похищение “Джоконды” и другое…

Вам приходилось слышать об «артнеппинге» (artnapping)? Название возникло по аналогии с “киднеппингом” (kidnapping) – похищением людей, чаще всего детей c целью получения выкупа от родственников. Только в случае артнеппинга объектом похищения становятся произведения искусства, а шантажу и вымогательству денег соответственно подвергаются музеи и страховые компании. Логика преступников проста: продать похищенные картины из-за их известности вряд ли удастся, а вот вернуть владельцам в обмен за значительную сумму – вполне реально. Что же связывает искусство и криминал?

"Искусство и криминал"

Громкие кражи, подделки и аферы, связанные с произведениями искусства – тема новой сенсационной книги “Искусство и криминал” (“Kunst und Verbrechen”, Galiani Berlin), написанной известными немецкими журналистами Штефаном Кольдехофом (Stefan Koldehoff) и Тобиасом Тиммом (Tobias Timm).

"Искусство и криминал"

На страницах книги в подробностях оживают истории, потрясшие мир искусства за последнее столетие: к примеру, кража 100-килограмовой золотой монеты “Big Maple Leaf, Queen Elizabeth II с изображением английской королевы Елизаветы II из экспозиции берлинского музея в 2010 году. Номинальная стоимость монеты – миллион долларов, реальная – в несколько раз выше.  Или история с выставкой Модильяни в Федеральном выставочном зале в Бонне, в экспозиции которой оказалось 19 подделок работ (!) итальянского художника, а также рассказы о кражах шедевров Мунка и многие другие эпизоды криминала в искусстве.

И все же, наверное, одним из самых громких преступлений ХХ века остается похищение “Джоконды”. Интересно, что своей всемирной известностью это полотно Леонардо да Винчи во многом обязано…грабителям, похитившим его из Лувра в августе 1911 года. Нет, конечно, созданный в 1503-1515 годах портрет Лизы дель Джокондо под названием «Мона Лиза» или «Джоконда» всегда считался прекрасным образцом творчества Леонардо, но свою культовую репутацию главного шедевра Лувра обрел после дерзкого похищения. Осуществил его итальянец Винченцо Перуджа, работавший в музее стекольщиком.

"Искусство и криминал"

Вечером перед закрытием музея он и двое сообщников спрятались в каморке, где художники-копировальщики хранили свои краски, мольберты и кисти; а ранним утром следующего дня, пока Лувр был еще закрыт для посетителей, подельники вытащили “Мону Лизу” из рамы и в белых рабочих халатах невозмутимо вынесли ее мимо уборщиков через служебный подъезд. О довольно скромной репутации этой картины в те годы свидетельствует факт, что ее исчезновение заметили далеко не сразу. Но когда пропажа обнаружилась, разразился грандиозный скандал.

Масла в огонь подливало и то, что похищение трактовали как политические преступление.

Так, по одной версии предполагалось, что «Мону Лизу» украли по приказу немецкого кайзера, дабы осрамить Францию, пребывавшую с Германией в напряженных отношениях. А немцы валили все на французов, якобы инсценировавших ограбление, чтобы найти повод для войны.

Обнаружили похищенную «Джоконду» только через два года во Флоренции, когда Винченцо Перуджа решился предложить купить картину одному антиквару. Конечно, бывший стекольщик представился патриотом Италии – он будто бы просто хотел вернуть шедевр на родину Леонардо. Лишь спустя некоторое время открылся истинный заказчик похищения – аргентинец Эдуардо де Вальфьерно. Это плейбой и авантюрист зарабатывал на безбедную жизнь тем, что сбывал частным коллекционерам подделки, выдавая их за оригинальные полотна. Планируя операцию, де Вальфьерно заранее заказал несколько копий «Моны Лизы»; а когда картину похитили из Лувра, продал как «ту самую» «Джоконду». И даже после того как подлинная «Мона Лиза» нашлась, покупатели в полицию не заявили – кому охота признаваться, что приобрел ворованное!

Прослеживая сенсационные кражи и аферы более чем за столетие, авторы книги «Искусство и криминал» обращают внимание читателей на то, насколько более изощренными, опытными и циничными профессионалами стали похитители и создатели поддельных копий произведений искусства за последние несколько десятилетий.

И хотя Кольденхоф и Тимм неоднократно возвращаются к мысли, что большинство арт-дилеров, аукционистов и экспертов – люди честные, по их мнению, нынешний бум на рынке искусства и астрономические цены на работы известных художников не могут не привлечь к «самому выгодному» на сегодня криминалу мошенников. Ведь по оценкам специалистов, годовой оборот рынка произведений искусства ныне составляет свыше 60 миллиардов долларов. Суммы, которые покупатели выкладывают за отдельные произведения, зашкаливают: 250 миллионов долларов за “Картежников” Сезанна; 300 миллионов – за полотно Гогена, изображающее двух таитянок;157 миллионов – за “Лежащую обнаженную” Модильяни; 141 миллион – за скульптуру Джакометти “Указующий человек”; 450 миллионов долларов за картину “Спаситель мира” – и это при том, что эксперты до конца не уверены в том, что полотно действительно создал Леонардо да Винчи.

И это только на легальном арт-рынке! А ведь имеется еще и так называемый “серый” – полулегальный, где продажа идет не через аукционы и солидные галереи, а с рук на руки; и «черный» подпольный арт-рынок. Искусство и криминал порой часто идут рука об руку.

Deutsche Welle