Выставки

Голландский квартет

Знаете, в какой точке земного шара в эту самую минуту наиболее высокая концентрация произведений искусства и культурных событий на квадратный метр? Вовсе не в Лондоне или Париже, а в четырех голландских городах – Амстердаме, Роттердаме, Гааге и Утрехте. Так, во всяком случае, утверждают организаторы проекта «Культурные города Голландии» (Holland Art Cities). Десять главных музеев страны, расположенные в этих городах, объединили свои усилия в мощной программе крупных выставок, рассчитанной на два года (2009-2010). Одним из самых ярких событий первой темы программы – «Международные влияния» – стало открытие грандиозного музейного комплекса Эрмитаж Амстердам – филиала санкт-петербурского Эрмитажа (выставка «Русский императорский двор»), да и последующая феерия экспозиций, отшумевших в квартете голландских городов в 2009-м и первой половине нынешнего года, весьма впечатляет. Однако не будем вздыхать об упущенных возможностях – проект «Культурные города Голландии» в самом разгаре, и нас ожидают выставки и фестивали на все вкусы. Практический аспект путешествия тоже радует: из лондонского Сити-аэропорта до Амстердама всего 50 минут лета, а расстояние между всеми четырьмя городами на поезде занимает около часа. Итак, в путь. Начнем с Гааги.

Гаага: музей Маурицхейс

Маурицхейс – самый известный из музеев Гааги – находится в самом сердце исторической части города рядом с парламентом. Своим именем музей обязан принцу Иоганну Морицу Нассаускому, генерал-губернатору голландской Бразилии. Это в его дворце, возведенном в XVII веке, и расположился Маурицхейс. Даже люди, далекие от искусства, наверняка слышали об одном из шедевров коллекции музея – полотне «Девушка с жемчужной серьгой» Яна Вермеера – хотя бы по одноименному фильму со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Маурицхейс славится богатейшей коллекцией мастеров золотого века голландской живописи: здесь собраны полотна Рембрандта, Вермеера, Рубенса, ван Дейка, Cтена, Поттера, Кампена, Хальса, Брейгеля. В рамках программы «Голландские города культуры» в музее сейчас проходят две выставки – «Молодой Вермеер» и «Кабинет искусств».

«Молодой Вермеер»

В мире известно лишь 36 полотен Яна Вермеера. Три из них – «Вид города Дельфта», «Диана и нимфы» и «Девушка с жемчужной серьгой» – находятся в постоянной коллекции гаагского музея. Выставка «Молодой Вермеер» впервые представляет на суд зрителя вместе три произведения раннего периода творчества прославленного мастера – это уже упомянутая «Диана и нимфы», «Христос в доме Марфы и Марии» (из Национальной галереи Шотландии) и «У сводни» (из Дрезденской картинной галереи).

Все в этих полотнах не типично для Вермеера, которого мы знаем по знаменитым «Девушке, читающей письмо», «Аллегории живописи», «Молочнице»: огромный размер, мифологический или библейский сюжет, двусмысленная чувственная сцена на тему продажной любви. Художник создал их в период поисков своего стиля. Отчасти (как в полотне на библейский сюжет) это было продиктовано и чисто практическими соображениями. В то время живописцы, создающие произведения на исторические или мифологические темы, возглавляли иерархическую пирамиду академической живописи. И все же уже в этих ранних работах ощущается рука Вермеера: в передаче света, звучности колористических сочетаний. Исследователи полагают, что в молодом человеке, глядящем на нас из левого угла картины, художник изобразил себя. Это единственный известный автопортрет художника.

«Кабинеты любителей искусства»

Их называют по-разному – «кунсткамеры», «кабинеты», но родился этот жанр живописи в XVII веке в голландском городе Антверпене и означал картины с изображением комнат или кабинетов, от пола до потолка заполненных произведениями искусства. На выставке в Маурицхейс представлено 16 «кунсткамер», среди которых полотна одного из самых известных основателей жанра художника Виллема ван Хайхта. Строго говоря, «кунсткамерой» в Голландии в те времена называли зал или комнату в доме, где коллекционер выставлял свое собрание. В дальнейшем этим же словом стали называть и картину, на которой художник запечатлевал такой мини-музей любителя искусств. Обычно в композиции фигурировали плотно завешенные картинами в дорогих рамах стены, стоящие на полу копии знаменитых античных скульптур, разложенные на столах альбомы с рисунками и гравюрами, древние монеты, глобусы, фарфор и т. д. В кабинете обязательно присутствовал сам владелец, другие коллекционеры, художники, гости, пришедшие насладиться коллекцией. Иногда здесь же изображался художник или скульптор с позирующей ему моделью, которых окружала толпа наблюдающих за процессом создания артефакта зрителей. В «кунсткамерах» есть что-то гипнотическое, некая игра зеркал: ты разглядываешь картины в картине, да еще и некоторые из висящих на стенах кабинета картин в свою очередь могут оказаться «кунсткамерами», и так до головокружения…

Однако, если вас утомила гармония и классика и потянуло на искусство шокирующее, «на острие», тут в самый раз отправиться в Роттердам, в Museum Boijmans Van Beuningen.

Роттердам: Infernopolis

Выставка «Infernopolis», организованная Museum Boijmans Van Beuningen, раскинулась на широких просторах верфи подводных лодок роттердамского порта. По площади это выставочное пространство в 5000 кв. метров может тягаться разве что с Турбинным холлом галереи Тейт Модерн в Лондоне. Сейчас в залах верфи господствуют причудливые инсталляции: силосные башни, медицинские инструменты, вакуумные насосы, черепа, скелеты, гигантские клетки спермы, органы человеческого тела – всего не перечислишь. Это творение Atelier Van Lieshout – группы художников-дизайнеров во главе с Джоепом ван Лесхутом. Скульптуры, объекты и инсталляции, заполнившие залы, формируют две гигантские работы – «Технократ» и «Колыбель к колыбели». Двигаясь в пространстве инсталляций, ощущаешь, как стираются границы между добром и злом, жизнью и смертью, реальностью и фантазией. Авторы явственно одержимы идеей систем, способных перерабатывать любые материалы, включая человеческое тело, – в «Колыбели» муляжи человеческих тел не только подвергаются всевозможным видам хирургических операций, но и подвешены на крюках, подобно тушам животных, разделываемых мясником.

В основу «Технократа» положена идея переработки человеческих экскрементов в органический газ. В инсталляции представлены все этапы процесса, начиная со сдачи добровольцами фекалий до конечного результата – производства газа; всевозможные аппараты, контейнеры, дистилляционные устройства. Полный цикл: еда – алкоголь – экскременты – энергия. Сам художник предпочитает не комментировать свои работы, в которых явственно ощутимы ссылки на культуру общества перепроизводства, злоупотребления иссякающими природными ресурсами, усиления тенденций «выживает сильнейший». Как ни странно, несмотря на мрачноватый контекст, выставка не оставляет тягостного впечатления. У авторов завидное чувство юмора, к тому же многие объекты носят вполне утилитарный характер. В гигантском фиолетовом сперматозоиде, например, размещается туристическое бюро, из окошка которого вам подадут карты Роттердама и информационные проспекты.

А огромная инсталляция в виде пищеварительного тракта служит одновременно и баром, который расположен во внутреннем пространстве – в желудке. В баре можно выпить, посмотреть телевизор, а вот выбираться из него придется через анус – именно там (что только логично!) находится дверь. Другая инсталляция с баром внутри представляет собой часть женского тела в бикини. Джоеп шутит, «что это единственное женское тело, в которое можно входить без разрешения».

Мы видели старых мастеров в Гааге, посетили ультрасовременное концептуальное шоу в Роттердаме, а вот в Утрехте нам обещают комбинацию древности и современности.

Утрехт: «Золото»

Выставка в Museum Catharijneconvent посвящена древнему, но не теряющему своей актуальности металлу – золоту. Чтобы исследовать различные аспекты этого вечного феномена, кураторы выставки не только извлекли из богатых монастырских коллекций музея литургические объекты, а из городского музея денег – древние монеты, но и пригласили к сотрудничеству современного художника и дизайнера моды Азиза. Азиз предложил концепцию выставки, базирующуюся на основних функциях золота, отведя каждой из них отдельный раздел в экспозиции: Представление, Защита, Ритуал, Эмблема, История, Украшение, Власть, Идол, Стоимость.На основе представленных в экспозиции предметов религиозного культа, историко-культурных объектов и вещей, используемых в ежедневной жизни современного человека, художник доказывает, что использование и значение золота в наши дни мало отличается от древних времен.

Азиз строит экспозицию на ассоциативных параллелях – предоставляя зрителю самому проводить аналогии и делать выводы. В разделе «Защита», например, соседствуют позолоченная деревянная корона вождя Ашанти, копия золоченого римского шлема и – как современный эквивалент – крем для лица La Prairie, также содержащий золото. Азиз объясняет: «Золото в коронах и шлемах защищало от нападений извне, а в кремах для лица оно служит защитой от внутренних процессов старения». В разделе «История» представлены древние книги – Евангелие и Коран. Обложка последнего полностью покрыта золотом, что подчеркивало священный характер содержания книги. В этой же комнате позолоченный ноутбук – «священная книга» современного человека.

Нет нужды упоминать, что я рассказала лишь о малой толике выставок программы «Голландские города культуры», происходящих этим летом. И еще больше –на подходе.

Leave a Reply