Франс Халс. Недопризнанный третий
Золотым веком Нидерландов называют XVI век, когда молодая Республика Соединенных провинций достигла беспрецедентного расцвета в торговле, науке и искусстве. Это время знало многих выдающихся художников, однако искусствоведы выделяют «великолепную тройку»: Франса Халса, Рембрандта и Яна Вермеера. Первый в этом списке — Франс Халс, ему посвящена только что открывшаяся и занимающая восемь залов выставка в Национальной картинной галерее Лондона.
На десять выставок картин Рембрандта приходится в лучшем случае одна Франса Халса. Последняя масштабная выставка проходила в Великобритании больше 30 лет назад. Почему?
Франс Халс был на поколение старше Рембрандта и на два — Вермеера. В отличие от Рембрандта, запечатлевшего свой лик маслом более 60 раз, о том как выглядел Франс Халс мы не знаем — то одно, то другое полотно считают его автопортретом, но доказать это никому не удается. Известно, что Халс родился в 1582 или 1583 году в семье ткача из Антверпена. Когда он был совсем маленьким его протестантская семья бежала из захваченной католиками-испанцами Фландрии в соседнюю протестантскую Голландию и осела в городке Харлеме неподалеку от Амстердама. Здесь Франс Халс провел всю свою жизнь, если не считать коротких выездов в Амстердам и Антверпен.
В 1600–1603 годах будущий портретист учился в мастерской художника-маньериста Карела ван Мандера, но влияние учителя в работах Халса незаметно. Ван Мандер считал портрет низшей формой живописи, не требующей игры воображения, так что на его картинах люди представлены в библейском и мифическом контексте. А Халс как раз поднял портретный жанр на новую высоту: люди на его картинах просто как живые. Они смотрят вам прямо в глаза, лица выразительные, позы раскованные и непринужденные, какие появились в европейском искусстве лишь в XIX веке.
Виртуозность Халса легко проследить в изображении улыбок, ведь один мазок может превратить жизнерадостную улыбку в презрительную, насмешливую, загадочную или глумливую. Когда вы смотрите на картины Халса, возникает ощущение, что вы встретили человека из другой эпохи, что между ним и вами как будто и нет временного зазора в 400 лет. И каждое его полотно — это увлекательный рассказ.
Художники перед работой маслом, как правило, делают предварительные эскизы карандашом или пером. Поскольку ни одного наброска Франса Халса не сохранилось, он, как видно, работал методом alla prima, рисовал кистью и не ждал, как его современники, когда один слой краски просохнет, прежде чем наносил следующий. Если присмотреться к картинам Халса, то видно, что он работал кистью быстро и энергично, так сказать фехтовал кистью.
Переходя из зала в зал недавно открывшейся экспозиции Национальной галереи можно проследить творческую эволюцию Халса за более чем пятьдесят лет его карьеры. В первых залах его портреты четко прорисованы, краски смешаны, отдельные мазки не так заметны, а в последнем — картины буквально импрессионистические, на холсте полоски чистого цвета, и при близком рассмотрении они не сливаются в единое целое. Но если отступить на несколько шагов, все чудесным образом соединяется. Не случайно живопись Халса вызывала восхищение у французских импрессионистов, в первую очередь у Эдуарда Мане, он специально ездил в Голландию смотреть на его работы. Почитали Халса Винсент Ван Гог и Уильям Мак-Нейл Уистлер.
У Халса было 11 детей от двух жен, и несмотря на его известность и поток заказов, он постоянно с трудом сводил концы с концами и на закате жизни оказался в нищете. Умер художник в 1666 году. Ему было 83 или 84 года. Пятеро из его сыновей избрали карьеру живописца.
На выставке можно получить аудиогид на английском языке.
Frans Hals
The National Gallery
Trafalgar Square,
London WC2N 5DN
30 Сентября 2023 года — 21 Января 2024 года
Автор: Джерри Миллер
Сентябрь 2023