«Фабельманы» — любовное письмо Спилберга к кино
72-летняя легенда режиссуры Стивен Спилберг рассказывает историю своего происхождения в фильме «Фабельманы». Эта забавная драма, номинированная на несколько премий «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. В ней разносторонний сценарист и драматург Тони Кушнер берет самые хорошо отрепетированные истории детства Спилберга — беспокойство по поводу развода его родителей, неуверенность в своей культурной идентичности, искупление через открытие кино, — и ловко переделывает их в захватывающее кино.
Митци (Мишель Уильямс), которая во многом похожа на собственную мать Спилберга, Лию, — женщина, которая придерживается мантры «все происходит не просто так». Она концертирующая пианистка, которая отказалась от всего, чтобы создать семью.
Еврейская мать четверых детей Митци замужем за застенчивым, внимательным Бертом (Пол Дано в превосходной форме), чья работа компьютерным инженером продолжает разрушать семью. Где бы они не были, Митци выглядит наиболее счастливой, когда играет на пианино или подшучивает над беззаботным лучшим другом Берта, Бенни (Сет Роген).
Чувство смещения, детское желание исцелить то, что сломано, вечно присутствует в работах Спилберга, от «Инопланетянина» до «Поймай меня, если сможешь». Но есть что-то обезоруживающе скромное в «Фебельманах» и в простоте их желания точно определить обычные корни будущего величия.
Его экранный двойник, Сэмми Фабельман (сначала его играет Матео Зорион Фрэнсис-ДеФорд, а затем Габриэль Лабель), позволяет Спилбергу представить себя идеальным синтезом своих реальных родителей. Митци считает, что «кино — это мечта», а Берт, компьютерный инженер, гордится тем, что может создать своими руками.
Когда родители Сэмми берут его на свой первый фильм «Величайшее шоу на Земле» 1952 года, он становится одержим идеей воспроизвести кульминационную катастрофу с помощью своего игрушечного поезда. И именно здесь Спилберг начинает приближаться к фундаментальной истине — что призвание его жизни родилось не просто из любви, а из глубокого страха. Авария испугала Сэмми. Воссоздав его сам, он может получить над ним некоторый контроль.
Камера позволила Сэмми увидеть то, что упускают многие другие, что, как оказалось, имело разрушительные последствия не только для его родителей, но и для лучшего друга его отца (Бенни Сета Рогена), чье постоянное присутствие снискало ему расположение семьи.
Как предостерегает Сэмми двоюродный дедушка, Борис (Джадд Хирш), его единственный родственник, фактически связанный с индустрией: «Искусство принесет тебе короны на небесах и лавры на земле, но оно разорвет твое сердце».
По иронии судьбы, зрителей, которым нравится подход Спилберга к спецэффектам, может оттолкнуть тот факт, что «Фабельманы» фильм малобюджетный и не содержит компьютерной графики. Почему, спросят они, их кумир подписался на этот проект вместо того, чтобы взять на себя бразды правления Индианой Джонсом 5?
Спилберг понял, что басни бывают разных форм и размеров. В этой веселой и душераздирающей жемчужине маленькое становится действительно прекрасным.
По материалам: The Independent, Evening Standard, The Guardian