Лондон

Cutty Sark. Умение держать удар.

Умение держать удар в этой стране ценится не меньше, чем лавры победы. История клипера «Катти Сарк» – это история воистину английской выносливости и упрямства. А еще – любви, не поддающейся логическому объяснению.

26 апреля этого года, после длительных (2006-2012) реставрационных работ, Ее Величество королева Елизавета II вновь открыла любимый британцами корабль-музей для посещения публики. Первый раз она cделала это более полувека назад – в 1957 году; c тех пор «Катти Сарк» посетили более 15 миллионов человек.

За свою долгую рабочую жизнь «Катти Сарк» не раз приходилось терпеть удары судьбы и непогоды. Этот шедевр инженерного и судостроительного искусства второй половины XIX века появился в эпоху заката парусных судов. Цепь случайностей или провидение сделали этот чайный клипер одним из самых быстроходных в мире судов своего времени – и единственным уцелевшим на сегодня.

Началось все с любви. Столь глубокое чувство судовладелец Джон Уиллис по прозвищу Белая Шляпа испытывал к прекрасным парусникам; а свое прозвище он получил за то, что всегда и везде неизменно появлялся в идеальной белизны цилиндре. Именно Уиллис заказал компании «Скотт и Линтон» парусник-клипер необычной конструкции – с укрепленной кормой и способностью развивать большую по тем временам скорость.

К началу 40-х годов XIX века чай стал повальным увлечением англичан. Особенно ценился чай нового урожая: чем меньше он находился в трюмах, тем свежее был вкус. Судовладельцы, первыми доставлявшие его на рынок, получали хорошие прибыли. И тут быстроходные парусники – чайные клиперы не имели себе равных. Начиная с 1859 года даже устраивались гонки чайных клиперов, перевозивших чай из порта загрузки в порт разгрузки прямиком – без захода в порты. Именно из-за любви англичан к чаю клиперы стали вершиной технического дизайна и кульминацией развития парусного флота.

Белая Шляпа верил, что построенный по его заказу парусник ожидает судьба чемпиона. Но… за неделю до спуска клипера на воду, в ноябре 1869 года, был открыт Суэцкий канал. «Чайный путь» по воде (с Дальнего Востока в Европу) сократился на 4 тысячи миль. Прекрасная новость – но не для парусников: они не могли маневрировать в узких водах канала. Теперь на первый план выступили паровые суда, легко двигающиеся по водам Суэцкого канала и пользовавшиеся преимуществами короткого пути.

«Катти Сарк» совершила 8 чайных рейсов, но так и не успела выиграть ни одной гонки, лишь однажды заняв третье место. А в 1872 году чайные гонки провели в последний раз: пароходы победили и на китайских, и на индийских линиях – они шли хоть и медленнее парусников, но были стабильнее.

Рейс, совершенный «Катти Сарк» в июне 1872 года, вошел в историю мореплавания. Тогда из Китая с чайным грузом на Лондон вышли два клипера – «Фермопилы»
и «Катти Сарк». Спустя две недели во время бури «Катти» потеряла руль. Восемь суток капитан Моуди удерживал клипер в открытом море на плаву при помощи плавучего якоря, пока судовой плотник изготавливал новый руль. Все это время бушевал шторм, моряки ремонтной команды чуть не поплатились жизнью, но не сошли с дистанции. «Катти Сарк» проиграла гонку, придя в Лондон на неделю позже «Фермопил», но героизм и умение команды обеспечили ей место в галерее славы мореходства.

Имя клипера – «Катти Сарк» – в переводе с шотландского обозначает «короткая ночная рубашка». Ее носила Нени – героиня поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шантер». Милая ведьмочка нежно любила свою детскую ночную сорочку. Нени росла, сорочка укорачивалась, но девушка не желала с ней расставаться. Гуляка Тэм, в очередной раз «нагрузившийся под завязку», возвращался домой на верной кобыле Мег. Завернув по дороге на ближайший огонек, парень попал на шабаш ведьм. Увидев там миленькую ведьмочку Нени, лихо отплясывавшую в короткой, открывавшей все ее прелести рубашке, Тэм принялся отпускать скабрезные шутки, сломав дамам весь кайф празднества. Разъяренная Нени погналась за Тэмом, однако старая добрая кляча Мег спасла героя, оставив в руках ведьмочки лишь свой хвост.

По одной из версий, Белая Шляпа, увидев в музее картину с этим сюжетом, загорелся мыслью назвать свой новый клипер «Морская ведьма» или «Юная чертовка», воплощая идею бешеной скачки-гонки по волнам. Вряд ли старику Уиллису удалось бы набрать команду на корабль с подобным названием – моряки ведь народ суеверный. Компромиссное название «Короткая сорочка» и деревянная фигура Нени с лошадиным хвостом в руках на носу корабля оказались в самый раз – и моряков не отпугнули, и Белая Шляпа сумел сохранить свою идею.

Чего только не перевозила «Катти Сарк» за свою долгую жизнь грузового судна – от чая до пороха, от виски до рогов буйволов, от шерсти до металлолома. В 1895 году Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». Клипер несколько раз перепродавали, переоборудовали, переименовывали. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, корабль опять отличился: его экипаж снял на свой борт с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой, 700 человек.

И отправили бы старушку «Катти» после войны на слом, если бы не капитан Уилфрид Доуманн. Чудак-энтузиаст выкупил клипер и восстановил его в первоначальном виде. Опять любовь?! «Катти Сарк» стала учебным судном для кадетов, а после смерти спасителя корабля Доуманна его вдова передала клипер в морской торговый колледж. В 1951 году «Короткая рубашка» была участником знаменитого фестиваля Британии, а в 1954-м совершила свой последний рейс вверх по Темзе, в Гринвич, где встала на прикол в специально сконструированном для нее сухом доке, рядом с Морским музеем. Но на этом ее злоключения не окончились – в мае 2007 года на клипере-музее случился пожар. К счастью, в ходе начавшейся в 2006 году реставрации 50% уникального оборудования, оснастки, скульптуры и деталей декора было вывезено в город Четем на хранение.

£50 миллионов потребовалось на реставрацию и реконструкцию судна, немалую часть этих средств собрали по подписке жители Британии. Любовь, упрямство и точный инженерный расчет опять одержали победу.

 Cutty Sark Clipper Ship, King William Walk
Greenwich, London SE10 9HT


View Larger Map

Leave a Reply