ИскусствоМода

Что носят художники и почему это важно?

Этой нетривиальной теме посвящена новая книга британского критика моды, писателя и арт-куратора Чарли Портера (Charlie Porter). Портер увлекает нас в заманчивое, открывающее глаза путешествие по культовым нарядам, которые носят художники – в своих студиях, на сцене, дома, на выставках.

Автор книги «Что носят художники» Чарли Портер у себя дома.  Photograph: Toby Coulson/The Observer
Автор книги «Что носят художники» Чарли Портер у себя дома.
Photograph: Toby Coulson/The Observer

Парад любимой одежды модернистов и современных художников – от фирменного денима Энди Уорхола до калейдоскопических нарядов Яеи Кусамы, неизменных бизнес-костюмов Гилберта и Джорджа, ярких рубашек Дэвида Хокни до повседневного стиля Мартин Симс – убедительно демонстрирует, как одежда в руках и на телах художников становится мощным выразительным средством. Творческим манифестом. Способом показать свои чувства. Раскрепоститься. Выразить протест против клише. Стать холстом, рассказывающим о том, кто мы есть на самом деле.

Яёи Кусама на пресс-показе своей выставки в Тейт. 2012.  Фото: Stephen Simpson/LNP/Legion Media
Яёи Кусама на пресс-показе своей выставки в Тейт. 2012.
Фото: Stephen Simpson/LNP/Legion Media

Один из самых влиятельных журналистов моды своего времени, публикующийся в таких авторитетных изданиях как Financial Times, Guardian, New York Times, GQ, Luncheon, Чарли Паркер говорит, что всегда любил моду. Но его не интересуют списки топ-нарядов или так называемые иконы стиля. Он уверен, что писать о моде – «это способ рассказать и о других вещах: экономике, психологии, обществе, социальном общении, желаниях».

Да, индустрия моды устанавливает в журналистике искусственные ограничения, как-то зацикленность на ведущих брендах и новых тенденциях. Но в реальности гардероб большинства людей больше связан с их эмоциональной жизнью, чем с нескончаемым поиском новизны. «Некоторые вещи утилитарны, – рассказывает Портер, – некоторые сентиментальны. Некоторые связаны с сообществом, к которому человек принадлежит или хочет принадлежать. Надеюсь, моя книга говорит об этом».

Почему для своей книги Портер  выбрал именно художников? Из-за того, что, по его мнению, их эстетическая чувствительность тоньше, чем у других людей? «Нет, дело в том, что художники лучше понимают одежду, – отмечает автор. – Большинству людей приходится одеваться определенным образом – или им так кажется. В рабочее время мы не взаимодействуем с нашей одеждой по-настоящему. Бывает, даже относимся к ней негативно – если ненавидим свою работу или чувствуем себя связанными ею. А художники – отличный пример для исследования – потому, что, уединившись в своей студии, они освобождаются от внешнего мира».

Gilbert & George wear their trademark suits in Philip Haas’s film The Singing Sculpture (1992)  Photo: © Gilbert & George; Courtesy White Cube
Gilbert & George wear their trademark suits in Philip Haas’s film The Singing Sculpture (1992)
Photo: © Gilbert & George; Courtesy White Cube

Портер считает, что персонажи его книги – а она населена личностями вроде Фриды Кало и Джорджии О’Кифф, а также менее известными именами – свободны в той степени, в какой нам всем хотелось бы пребывать, если бы только появилась такая возможность (или достаточно смелости).

«Мода жестока к людям постарше. И это безумие, потому что население стареет, при этом пожилые люди не перестают интересоваться одеждой или тем, как она влияет на тело. Но в моей книге есть Луиза Буржуа, которая только когда ей исполнилось 80 лет, встретила дизайнера Хельмута Ланга, подружилась с ним и начала носить одежду его марки.

Barbara Hepworth photographed in St Ives in 1957  Photo: Paul Popper/Popperfoto via Getty Images/Getty Images
Barbara Hepworth photographed in St Ives in 1957
Photo: Paul Popper/Popperfoto via Getty Images/Getty Images

Портер с воодушевлением рассказывает о вешалке-стойке с роскошной дизайнерской одеждой, которую художница постоянно носила, но держала рядом со своей кухней, где на фоне засаленных стен красовалась старая двухкомфорочная плитка. Эта одежда была для Буржуа хранительницей памяти, и она неоднократно писала, что не в силах с ней расстаться – пока, наконец, не решилась использовать ее в своих работах. Специальный фургон отвез все наряды в ее студию – и этот экстремальный для художницы акт стал началом невероятного творческого периода в ее творчестве.

Впрочем, Луиза Буржуа с ее любовью к модной роскошной одежде, стоит несколько особняком от других героев книги Портера.

Среди них – художники, использующие одежду как униформу – чтобы освободить свой ум для размышлений о других вещах, и, возможно сделать себя мгновенно узнаваемыми. Как это делал немецкий художник Йозеф Бойс, прославившийся своими хеппенингами и инсталляциями: последние 25 лет жизни он носил один и тот же набор – фетровую шляпу, рыбацкую куртку, белую рубашку и синие  джинсы. Однако «в случае с Гилбертом и Джорджем (знаменитый дуэт британских художников), которые всегда надевают тяжелые чопорные твидовые костюмы, это скорее сознательное стремление создать контраст и противоречие с их эпатажным творчеством.

Отдельная глава в книге носит название «Живопись на одежде». Это о том, как одежда обнаруживает физическое измерение работы художника и усилия, которые он прилагает для ее выполнения.

Синди Шерман, серия Untitled 2008  Photograph: Cindy Sherman/Courtesy the artist and Hauser & Wirth
Синди Шерман, серия Untitled 2008
Photograph: Cindy Sherman/Courtesy the artist and Hauser & Wirth

Художница Энн Труитт сама смешивала краски для своих минималистических скульптур, хотела высвободить цвет и дать ему жизнь, и видела себя так, как будто сама была цветом. Отсюда – невероятно заляпанная одежда и бардак в мастерской. Глядя на ее пиджак, понимаешь, какого труда ей стоило создание искусства. А вот Пикассо в книге отведена всего одна строка – автор решил, что лучше дать больше места менее раскрученным именам.

Но, наверное, самыми увлекательными в книге стали страницы, посвященные женщинам-художницам: их одежда даровала им свободу и возможность отличаться от других – в мире, где остальные обречены носить костюмы-клише и украшения. Художница Агнес Мартин в ее забрызганных краской фартуках и стеганых куртках; скульптор Барбара Хепуорт в своих комбинезонах. «Хепуорт выбрала одежду, которая позволила бы ей работать на улице в холодную погоду и защитила от пыли и щепок, летающих вокруг, когда она создавала свои скульптуры», – говорит Портер. «Но это был и сознательный эффект. Она всегда выглядела фантастически».

Дэвид Хокни.  Фото: Graham Wood/NI Syndication/Legion Media
Дэвид Хокни.
Фото: Graham Wood/NI Syndication/Legion Media

Другие художницы в книге используют одежду как часть своей практики. Портер пишет о Саре Лукас и ее произведении, созданном из поношенных ботинок Док Мартенс и старых колготок; об Антее Гамильтон, чья иммерсивная инсталляция The Squash в лондонской галерее Тейт включала 14 различных костюмов, созданных в сотрудничестве с Домом моды Loewe; о Синди Шерман, в творчестве которой одежда всегда играет очень важную роль – парики, костюмы, густой макияж, который она находит в комиссионных магазинах становятся ключевыми элементами опознания образов в которые художница перевоплощается для своих постановочных фотографий-портретов.

Сара Лукас, «Автопортрет с жаренными яйцами» (1996)  Photo: © Sarah Lucas; courtesy Sadie Coles HQ, London
Sarah Lucas
Сара Лукас, «Автопортрет с жаренными яйцами» (1996)
Photo: © Sarah Lucas; courtesy Sadie Coles HQ, LondonC-print.
Site size: 151 x 103 cm / 59 ½ x 40 ½ in.
Frame size: 154.4 x 106.3 x 6 cm / 60 3/4 x 41 7/8 x 2 3/8 in
Credit: © Sarah Lucas, courtesy Sadie Coles HQ, London

«Что носят художники» – редкий пример книги, захватывающей воображение, информирующей и развлекательной – одновременно. И повод оценить силу одежды и наш собственный гардероб с позиции творческого человека.

Книга «Что носят художники», автор Чарли Портер
Книга «Что носят художники», автор Чарли Портер

What Artists Wear, Charlie Porter, Penguin, 376 стр., £14,99

The Guardian, The Art Newspaper