Что носят художники и почему это важно?
Этой нетривиальной теме посвящена новая книга британского критика моды, писателя и арт-куратора Чарли Портера (Charlie Porter). Портер увлекает нас в заманчивое, открывающее глаза путешествие по культовым нарядам, которые носят художники – в своих студиях, на сцене, дома, на выставках.
Парад любимой одежды модернистов и современных художников – от фирменного денима Энди Уорхола до калейдоскопических нарядов Яеи Кусамы, неизменных бизнес-костюмов Гилберта и Джорджа, ярких рубашек Дэвида Хокни до повседневного стиля Мартин Симс – убедительно демонстрирует, как одежда в руках и на телах художников становится мощным выразительным средством. Творческим манифестом. Способом показать свои чувства. Раскрепоститься. Выразить протест против клише. Стать холстом, рассказывающим о том, кто мы есть на самом деле.
Один из самых влиятельных журналистов моды своего времени, публикующийся в таких авторитетных изданиях как Financial Times, Guardian, New York Times, GQ, Luncheon, Чарли Паркер говорит, что всегда любил моду. Но его не интересуют списки топ-нарядов или так называемые иконы стиля. Он уверен, что писать о моде – «это способ рассказать и о других вещах: экономике, психологии, обществе, социальном общении, желаниях».
Да, индустрия моды устанавливает в журналистике искусственные ограничения, как-то зацикленность на ведущих брендах и новых тенденциях. Но в реальности гардероб большинства людей больше связан с их эмоциональной жизнью, чем с нескончаемым поиском новизны. «Некоторые вещи утилитарны, – рассказывает Портер, – некоторые сентиментальны. Некоторые связаны с сообществом, к которому человек принадлежит или хочет принадлежать. Надеюсь, моя книга говорит об этом».
Почему для своей книги Портер выбрал именно художников? Из-за того, что, по его мнению, их эстетическая чувствительность тоньше, чем у других людей? «Нет, дело в том, что художники лучше понимают одежду, – отмечает автор. – Большинству людей приходится одеваться определенным образом – или им так кажется. В рабочее время мы не взаимодействуем с нашей одеждой по-настоящему. Бывает, даже относимся к ней негативно – если ненавидим свою работу или чувствуем себя связанными ею. А художники – отличный пример для исследования – потому, что, уединившись в своей студии, они освобождаются от внешнего мира».
Портер считает, что персонажи его книги – а она населена личностями вроде Фриды Кало и Джорджии О’Кифф, а также менее известными именами – свободны в той степени, в какой нам всем хотелось бы пребывать, если бы только появилась такая возможность (или достаточно смелости).
«Мода жестока к людям постарше. И это безумие, потому что население стареет, при этом пожилые люди не перестают интересоваться одеждой или тем, как она влияет на тело. Но в моей книге есть Луиза Буржуа, которая только когда ей исполнилось 80 лет, встретила дизайнера Хельмута Ланга, подружилась с ним и начала носить одежду его марки.
Портер с воодушевлением рассказывает о вешалке-стойке с роскошной дизайнерской одеждой, которую художница постоянно носила, но держала рядом со своей кухней, где на фоне засаленных стен красовалась старая двухкомфорочная плитка. Эта одежда была для Буржуа хранительницей памяти, и она неоднократно писала, что не в силах с ней расстаться – пока, наконец, не решилась использовать ее в своих работах. Специальный фургон отвез все наряды в ее студию – и этот экстремальный для художницы акт стал началом невероятного творческого периода в ее творчестве.
Впрочем, Луиза Буржуа с ее любовью к модной роскошной одежде, стоит несколько особняком от других героев книги Портера.
Среди них – художники, использующие одежду как униформу – чтобы освободить свой ум для размышлений о других вещах, и, возможно сделать себя мгновенно узнаваемыми. Как это делал немецкий художник Йозеф Бойс, прославившийся своими хеппенингами и инсталляциями: последние 25 лет жизни он носил один и тот же набор – фетровую шляпу, рыбацкую куртку, белую рубашку и синие джинсы. Однако «в случае с Гилбертом и Джорджем (знаменитый дуэт британских художников), которые всегда надевают тяжелые чопорные твидовые костюмы, это скорее сознательное стремление создать контраст и противоречие с их эпатажным творчеством.
Отдельная глава в книге носит название «Живопись на одежде». Это о том, как одежда обнаруживает физическое измерение работы художника и усилия, которые он прилагает для ее выполнения.
Художница Энн Труитт сама смешивала краски для своих минималистических скульптур, хотела высвободить цвет и дать ему жизнь, и видела себя так, как будто сама была цветом. Отсюда – невероятно заляпанная одежда и бардак в мастерской. Глядя на ее пиджак, понимаешь, какого труда ей стоило создание искусства. А вот Пикассо в книге отведена всего одна строка – автор решил, что лучше дать больше места менее раскрученным именам.
Но, наверное, самыми увлекательными в книге стали страницы, посвященные женщинам-художницам: их одежда даровала им свободу и возможность отличаться от других – в мире, где остальные обречены носить костюмы-клише и украшения. Художница Агнес Мартин в ее забрызганных краской фартуках и стеганых куртках; скульптор Барбара Хепуорт в своих комбинезонах. «Хепуорт выбрала одежду, которая позволила бы ей работать на улице в холодную погоду и защитила от пыли и щепок, летающих вокруг, когда она создавала свои скульптуры», – говорит Портер. «Но это был и сознательный эффект. Она всегда выглядела фантастически».
Другие художницы в книге используют одежду как часть своей практики. Портер пишет о Саре Лукас и ее произведении, созданном из поношенных ботинок Док Мартенс и старых колготок; об Антее Гамильтон, чья иммерсивная инсталляция The Squash в лондонской галерее Тейт включала 14 различных костюмов, созданных в сотрудничестве с Домом моды Loewe; о Синди Шерман, в творчестве которой одежда всегда играет очень важную роль – парики, костюмы, густой макияж, который она находит в комиссионных магазинах становятся ключевыми элементами опознания образов в которые художница перевоплощается для своих постановочных фотографий-портретов.
«Что носят художники» – редкий пример книги, захватывающей воображение, информирующей и развлекательной – одновременно. И повод оценить силу одежды и наш собственный гардероб с позиции творческого человека.
What Artists Wear, Charlie Porter, Penguin, 376 стр., £14,99
The Guardian, The Art Newspaper