Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Великие людиИскусство

Соня Делоне: украинская парижанка

В 2023 году New Style посвящает регулярную рубрику «Дата» выдающимся украинским деятелям искусства. 14 ноября 1885 года в Одессе родилась Соня Делоне (урождённая Сара Штерн) — королева авангарда и носибельного искусства, яркая представительница стиля арт-деко, художница и дизайнер. Первая женщина, устроившая персональную выставку в Лувре и единственная, получившая в 90 лет почетное звание офицера Ордена Почетного легиона.

Соня Делоне
Соня Делоне

Как одесситка стала крупнейшим мастером «ар-деко», а её находки широко использовали в дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Она разрабатывала рисунки тканей для лионских фабрик и проекты оформления автомобилей, сделала своими полотнами платья и автомобили парижан, а одно из ее платьев стало настолько революционным, что его эскиз опубликовали на обложке журнала Vogue в 1925 года. Как Соня Делоне вместе с мужем Робертом Делоне создала движение «Симультанизм» — отражающее «движение цвета в свете». Гийом Аполлинер определил этот стиль как «орфизм».

«Я люблю чистые, яркие цвета моего детства, Украины. Помню крестьянские свадьбы моей страны, где красные и зеленые платья, украшенные многочисленными бантиками, летали в пляске. Помню, как растут арбузы и дыни: помидоры опоясывают красным хаты, и большие подсолнухи — желтые с черной сердцевиной — сверкают в легком, очень высоком голубом небе».

Соня Делоне. Из книги воспоминаний «Мы идем к солнцу»

Соня Делоне

Мы мало что знаем о детстве Сары Штерн. Часть источников сообщает, что местом рождения Сары является город Градижск Полтавской области, другие говорят, что это Одесса. Основываясь на расследование искусствоведа Евгения Деменока, Сара Штерн родилась в Одессе. Ситуацию прояснило подтверждающее письмо из родословной книги Одесского раввината от 1855 года, поскольку содержало прямые сведения о девочке Саре, рожденной от Элиаса Стерна и его жены Ханны.

Сара рано потеряла отца, в возрасте пяти лет девочка вместе с матерью переехали к ее брату, адвокату Генриху Терк, тогда же она и стала Соней Терк. Дядя баловал племянницу, а во время каникул отправлял ее в путешествия по Европе. Именно во время поездок во Францию, Италию, Германию Соня поняла, что больше всего на свете ей нравится рисовать. Учитель рисования подтвердил, что она талантлива и имеет смысл развивать свои навыки. Когда Соне было 18 лет, дядя отдал ее в Академию изящных искусств в Карлсруэ.

Через два года она переехала в Париж и поступила в художественную Академию «Ля Палетт». По некоторым сведениям к этому ее подтолкнула прочитанная книга об Эдуарде Мане — «Мане и его круг» Юлиуса Мейера-Грефа, где автор назвал Париж центром истинного искусства. Ее учителями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак. Хотя, по мнению самой художницы, регулярное посещение парижских музеев было гораздо полезнее учителей.

В 22 года Соня уже выставляла свои художественные работы в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs («Нотр-Дам-де-Шан»). В ранних картинах Сони можно увидеть влияние Ван Гога, Гогена и Анри Руссо. Свежесть цвета она позаимствовала у «диких» фовистов Матисса и Дерена.

Соня Делоне
Соня и Роберт Делоне

 

Два брака одна любовь

В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Он специализировался на авангардной живописи, открыл миру Пикассо и Брака, привил Соне вкус к новому искусству.

Это был брак по расчету. Близкие отношения с галеристом были полезны начинающей художнице, к тому же дядя настаивал на возвращении Сони в Петербург, а ее это нисколько не привлекало. Что же касается Уде, то брак помог ему развеять слухи о его нетрадиционной ориентации. Брак продлился недолго, уже через два года Соня и Уде развелись, и она вышла замуж за начинающего художника-абстракциониста Роберта Делоне, будучи уже беременной от него. Так и появилось то имя, которое мы знаем сегодня, Соня Делоне. Кстати, именно Уде познакомил ее с Робертом, на всю жизнь сохранил хорошие отношения с четой Делоне и с большим удовольствием организовывал их выставки и приобретал их работы.

«Филомена»

Второй брак оказался союзом на всю жизнь. Некоторые исследователи считают, что именно Роберт сделал Соню такой, какая она есть, но такое утверждение совершенно неверно. К моменту знакомства с Робертом Соня уже нарисовала: «Филомену», «Спящую девушку», «Желтую обнаженную». Кто же из пары имел большее влияние на своего супруга? Однажды Соня прокомментировала: «Он дал мне форму, я дала ему цвет».

Спящая девушка

Альянс двух художников, был основан на любви и творчестве, стал очень плодотворным. Вместе они изучают цветовую теорию Эжена Шеврейля, экспериментируют с цветом. Роберт создал оригинальный метод построения цветовых конструкций из кругов и арок. «Ничего горизонтального или вертикального — свет все деформирует, ломает» — писал Р. Делоне. В рамках этой теории появляются и первые работы Сони Делоне в жанре симультанизма — «Электрические призмы», «Рынок в Миньо» и другие.

Желтая обнаженная

Сначала в молодой семье родился сын Шарль (в будущем он станет известным джазовым критиком, автором первой джазовой дискографии и основателем Hot Club de France), а чуть позже, в 1912-1913 годах, симультанизм стал их вторым «ребенком». Этот термин происходит от латинского слова simul, что означает вместе, одновременно. Художественные словари сообщают, что это «сочетание асинхронных и разноструктурных моментов в одной картине». По мнению Сони и Роберта, симультанизм — это отражение движения цвета в свете.

«Электрические призмы»/ Prismes électriques

 

Симультанизм представляет собой специфическое ответвление кубизма. Соня и ее муж рисовали концентрические разноцветные круги, наполненные светом, что создавало ощущение динамики. Цветовые корреляции, казалось, пульсировали и звучали на их изображениях. Впервые картины симультанизма были представлены публике в Салоне Независимых в 1913 году. Гийом Аполлинер, друг семьи, определил этот стиль как «орфизм», проведя аналогию между творчеством артистической пары и чарующей музыкой древнегреческого Орфея.

Еще раз вернемся к Шарлю, в 1911 году Соня Делоне сама сшила лоскутное одеяло для малыша Шарля. Одеяло до сих пор хранится в Национальном музее современного искусства в Париже.

Из воспоминаний художницы: «В 1911 году мне захотелось смастерить из кусочков ткани лоскутное одеяльце для моего новорожденного сына — такое, как я видела когда-то в детстве в домах украинских крестьян. Закончив работу, я обнаружила, что соотношение различных лоскутков ткани напоминает кубистическую концепцию. Мы затем стали использовать этот метод в живописных работах и других объектах искусства».

Одеяло для малыша Шарля/ Соня Делоне

А в 1913 году мадам Делоне произвела фурор, придя на артистический вечер в платье, сшитом своими руками в стиле симультанизм. Именно она ввела в моду так называемое поэтическое платье: платье, увенчанное целым стихотворением, и, более того, слова, перемежающиеся симультанистическими фигурами.

Симультанистическое платье/Соня Делоне.

 

Соня Делоне — пионерка моды 

Соня Делоне стала законодательницей моды 1930-40-х годов и основоположницей принтов, абстракций, аппликаций на одежде. Она придумывала не только фасоны пальто, манто, сумок, купальников, но и внедряла новинки: вязаные жилеты и платья, сюрреалистические платья-«стихи» с написанными цитатами ее любимых дадаистов, манто геометрических форм.

Одно из ее платьев — так называемое «оптическое» — стало настолько революционным, что его опубликовали на обложке журнала Vogue в 1925 году.

«Оптическое платье»/Соня Делоне

Симультанные — клетчатые яркие шарфы и платки — Сони Делоне стали одной из визиток дизайнера и принесли ей популярность, но уже не среди художников, а среди обычных женщин. Одеяло новорожденного Шарля моментально растиражировали для массовых продаж, а оригинал до сих пор выставлен в Музее современного искусства в Париже расположенном в Центре Жоржа Помпиду.

Украинский почерк

Этнические украинские мотивы прослеживаются во многих работах дизайнера. «Яркие краски я люблю, — писала Соня Делоне в своей книге воспоминаний. — Это краски моего детства, краски Украины». Она сочетала их с геометрическими принтами, «вплетала» в основу ярких орнаментов и в придуманный ею стиль живописи — симультанизм, когда рисунок наполняется множеством различных форм, росписей, дополняющих друг друга декоративных элементов.

Эти насыщенные картины, отмечала Соня, никогда бы не появились без воспоминаний и впечатлений от украинской культуры, ярких украинских свадеб и праздников.

В центре богемы

Соня Делоне

Соня создала эскизы костюмов для нескольких балетов, в частности для «Клеопатры» Сергея Дягилева. Он сам пригласил молодую художницу, увидев ее работы в парижской галерее «Нотр-Дам-де-Шан». А потом подсказал и помог Соне открыть магазины одежды не только в столице Франции, но и в Мадриде, Барселоне, Бильбао.

Супруги Делоне дружили не только с Дягилевым, но и многими выдающимися художниками того времени — Шагалом, Тристаном Тцара, Лотом и даже Маяковским.

Соня оформляла первые показы мод и светские балы, разрабатывала рисунки для тканей лионских фабрик, текстиль для известнейших домов высокой моды — Chanel, Missoni, Yves Saint Laurent.

Вместе с мужем Соня сконструировала огромное панно — представьте: 235 квадратных метров в стиле абстракционизма, которое было выставлено специально на парижской Всемирной выставке 1937 и получило там золотую медаль.

Художественные образы и рисунки Сони Делоне цитировали в своих коллекциях главные модные бренды нашего времени: Valentino, DSQUARED2, COMME DES GARCONS

Признание и популярность Сони Делоне

Соня Делоне умерла в 94 года и почти до последнего дня работала: читала лекции по искусству в Сорбонне, занималась дизайном интерьеров, автомобилей, бутиков, книжными иллюстрациями, плакатами и керамикой. Она также написала статью «Художники и будущее моды», где фактически сформулировала и ввела понятие прет-а-порте.

Соня Делоне

Автор: Julie Bell

Источники:

https://arthive.com/soniadelaunay

https://ukrainky.com.ua/sonya-delone-poltavchanka-yaka-zapochatkuvala-franczuzku-modu/

https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/mar/27/sonia-delaunay-avant-garde-queen-art-fashion-vibrant-tate-modern