КиноКультура

Смотри с Маргаритой Баскаковой

Если движение это жизнь, то танец венец жизни. Язык тела и жеста, способный передать настроение и эмоции, завораживает, заставляет почувствовать себя в невесомости и вызывает бесконечный восторг и уважение к профессии танцоров, которые дарят нам сладкие и волнующие благословенные Терпсихорой мгновения.

Анжелен Прельжокаж вывел на мировую сцену недосказанность, порывистость, провокационность. Французский хореограф поставил в центр истории человеческое тело как отражение истории и эмоции, тело как отправную точку танца. Тело, которое формируется классическим балетом, но принадлежит изначальному хаосу внутренних человеческих страстей. «Полина из Большого театра» пытается стряхнуть с себя формализм самой известной мировой сцены, чтобы впитать любовь, страсть, спонтанное движение самой жизни. В 2016 году Прельжокаж вместе с Валери Мюллер выпустил на экраны фильм «Полина» (Polina, danser sa vie). История главной героини абсолютно в духе художественных фильмов о балете. Талантливая девочка из простой семьи покоряет большую сцену, вот только в данном случае на этом героиня не останавливается, а отправляется следом за любовью в романтическую Францию, где пытается освоить совсем другой вид танца. Авторы кино основной акцент делают как раз на танце, не нагружая фильм сюжетными линиями и ненужным мелодраматизмом.

xxx

* * *

xxx

«Пина. Танец страсти» (Pina) документальный фильм 2011 года Вима Вендерса о невероятной волшебнице Пине Бауш, немецком хореографе навсегда изменившей мир танца. Премьера фильма состоялась на Берлинском фестивале в 2011 году. И, пожалуй, не было более нашумевшего фильма о танце, чем история Пины. Вендерс и раньше обращался к музыкально-танцевальной теме в картине «Клуб Буэна Виста», но если там дружба с кубинскими музыкантами стала возможностью показать Кубу и её жизнь, то отношения с Бауш Вендерсу не сразу удалось оформить в киноформате, режиссёр долго не знал, с какой стороны подступиться и как на экране отразить ту магию, которая творилась на сцене. В итоге выход был найден в формате 3D. Фильм начали снимать при жизни танцовщицы и завершили уже после её смерти, что сделало фильм лучшим памятником артистке, которая любила повторять: «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали».

xxx

* * *

xxx

В 2000-м все обсуждали последний фильм трилогии Ларса фон Триера «Золотое сердце». «Танцующая в темноте» (Dancer in the Dark  музыкальная драма, удостоившаяся «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, в первую очередь покорила зрителей музыкой нестандартной Бьорк, которая исполнила в картине главную роль и получила «Оскар» за песню I’ve Seen It All. Выход фильма в прокат сопровождался многочисленными скандалами, а для самой Бьорк он стал сложной творческой вехой. Но это всё за кадром – в кадре слепнущая женщина, находящая спасение в музыкальных фантазиях, где частью партитуры являются бытовые объекты: заводские станки, поезда, посуда. Критики высоко оценили новаторские идеи картины, но обвинили в «безжалостной сентиментальности» сюжетную линию. Впрочем, Триеру не привыкать. Режиссёр целенаправленно довёл сюжет до апогея жертвенности, и, как Царь Эдип когда-то отдал глаза во искупление своего греха, так главная героиня отдаёт жизнь во имя сына и возможности видеть свет. Большая часть фильма снята на ручную камеру, что создаёт дополнительный эффект документальности, музыкальные же эпизоды снимаются на статическую камеру с использованием ярких цветов, что разграничивает реальный и воображаемый мир героини Бьорк и создаёт эстетское и пронзительное кинополотно.

xxx

* * *

xxx

«Джинджер и Фред»(Ginger e Fred) Федерико Феллини снял в 1986 году, чем подвёл своеобразную черту в творчестве любимых актёров – собственного альтер эго во многих фильмах Марчелло Мастрояни и Джульетты Мазино – верной жены, что прожила с ним всю его жизнь (она сыграла в ключевых фильмах маэстро и умрёт практически в один с ним день). Танцевальный дуэт Амелии Бонетти (Джульетта Мазина) и Пино Ботичелло (Марчелло Мастрояни) когда-то гремел по всей стране под видом «Джинджер и Фреда» – такие они взяли себе псевдонимы, отсылая к творчеству стэпа в исполнении Фреда Астера и Джинджер Роджерс, снова вместе и снова на телевидении среди таких же вышедших в тираж звёзд. Но когда зажигается свет рампы, им остаётся только танцевать и дарить харизму, даже если тело не слушается, даже если на душе кошки скребут.