КиноКультура

Смотри с Маргаритой Баскаковой

Четыре фильма для нескучного вечера

Ужасы, драма, мюзикл и притча – отличный рождественский набор для идеальных киносеансов.

Почему на Рождество следует посмотреть «Гремлинов» (Gremlins)? Потому что это классика «ужастиков», назвать хоррором спродюссированную Стивеном Спилбергом картину Джо Данте 1984 года язык не поворачивается. Так, сказка с элементами взросления. Режиссёр явно имел дома выводок карапузов и создал эдакий родительский крик в вечность. Белый и пушистый зверек магвай превращается в кучу достаточно милых, но очень гадких хулиганов, которые сначала злобно крушат округу, а потом начинают пить, курить и чувствовать себя властелинами мира. Осторожно, дети! Именно, так. Да, кто ещё не обзавёлся потомством, пересмотрите «Гремлинов». Вы теперь можете увидеть знакомые сцены под другим, сплошь аллегоричным углом.

* * *

«Торчковое Рождество» (The Junky’s Christmas) – именно так называется история, которую сняли в 1993 году Мелоди МакДэниэл и Ник Донкин по мотивам одноимённого рассказа Уильяма Берроуза из сборника «Интерзона». В какой-то степени история, написанная Берроузом перекликается с зарисовками О.Генри, но, пожалуй, она «грязнее», без юмора и тяжеловата в подаче. Страдающий от ломки наркоман Дэнни Тачкочист хитростью выпрашивает у аптекаря бесплатную таблетку гидроморфина для «кайфового» укола. Но в итоге отдаёт её соседу, страдающему болями в почках. И Тачкочиста «накрыло» добрым делом, и за такую «идеальную вмазку» мужчина не мог не поблагодарить Господа. И за этим циничным пересказом стоит идея, что в самой опустившейся сущности может сохраниться искра человечности. Переводя эту рождественскую уличную неприглядную историю о Рождестве без ёлки, мишуры и Санты в киноанимационный формат, Донкин и МакДэниэл с подачи вездесущего Фрэнсиса Копполы воспользовались широкой кистью и жирными мазками, пригласив к камину самого Берроуза, которому досталась роль самого себя. Но весь остальной мир, прошитый дивной и топорщащейся из показанной нищеты мелодией, сделан из пластилина – податливого, мягкого и легко трансформирующегося по замыслу создателя материала, который рассказывает нам самую неприглядную и самую светлую сказку о рождественском чуде.


* * *
Классическое американское сладкое и оскароносное ретро под рождественского гуся заходит не хуже привычной «Иронии судьбы». А если это ещё и мюзикл, приподнятое настроение обеспечено. Снятая в 1942 году «Праздничная гостиница» (Holiday Inn) Марком Сандричем, стала легендарным музыкальным фильмом об американской мечте наоборот.
Певец и танцор Джим Харди оставляет шоу-бизнес и решает стать фермером, но трудового дауншифтера из него не сложилось, и все творческие силы Харди бросает на трансформацию фермы в развлекательный клуб. Если вам надоели драмы, триллеры и современные комедии, то налейте себе бокал шампанского и позовите старину Фредди. Фред Астор в главной роли – это всегда танцы, искромётный юмор, непринуждённость подачи и лёгкость восприятия. Фильм есть в цветной и чёрно-белой версиях. Выбирайте цветную – это же история про шоу-бизнес!

* * *
Рождественские праздники – прекрасный повод собраться в семейном кругу, накрыть стол, вести задушевные беседы, вспоминать детские шалости и строить планы на будущее. Правда, не все члены семьи с радостью ждут встречи друг с другом. Но так выходит, что не у всех членов семьи это будущее есть, а поэтому придётся открывать потайные комнаты, вытаскивать из шкафов скелеты, ловить чёрных кошек, распаковывать давно упакованные обиды – для матери большого и недружного семейства это Рождество может стать последним. Трагикомедия «Рождественская сказка» (Un conte de Noel) Арно Деплешена была в 2008 году номинирована на «Золотую пальмовую ветвь». В этом фильме не выписывают рецептов семейного счастья – режиссёр, напротив, преподносит на блюде отрубленные головы гидры, охраняющей домашний очаг. В какой-то момент дети перестают быть детьми, а взрослые не хотят взрослеть, а все разговоры сводятся к бесконечным обвинениям друг друга, но остаться наедине с собой ещё страшнее – там невосполнимый вакуум, засасывающий в свою чёрную дыру любые зачатки смирения и принятия. Больная лейкемией главная героиня в исполнении Катрин Денёв просто ждёт, пока дети дерутся между собой за право лечь на донорский стол и спасти мать (Катрин Денёв). Но ради неё ли это делается, и хочет ли она на самом деле этого?