Лондон

The London Eye

«Глаз» стал для Лондона тем же, чем Эйфелева башня для Парижа – городским символом и одновременно шансом для каждого увидеть город сверху – до их появления это могли себе позволить лишь очень богатые люди и специалисты. «Глаз» общедоступен, расположен в потрясающем месте в самом сердце Лондона – он великолепен!»

Эти слова выдающегося архитектора современности сэра Ричарда Роджерса можно считать квинтэссенцией знаменитого «Лондонского Глаза» (The London Eye). Колесо – древний символ времени и непрерывности перемен – в городе, который находится в постоянном движении, развивается и меняется, пульсирует творческой энергией, поражает техническими достижениями настоящего и устремленностью в будущее.

Колесо обзора настолько прочно вросло в ткань города, что представить лондонский пейзаж без его силуэта сегодня невозможно. Между тем на пути к набережной Темзы «Глазу» пришлось преодолеть столько препятствий, что его присутствие здесь сродни чуду.

Началось все с объявления в газете «Sunday Times», предложившей всем желающим присылать проекты монументального сооружения для Лондона, которое символизирует наступление нового тысячелетия. Среди принявших участие в конкурсе была и семейная пара архитекторов – Дэвид Маркс и Джулия Барфилд. Их проект «Колесо Тысячелетия» был частной инициативой и своего рода стартовой площадкой – работавшие до этого в компаниях известных зодчих стиля хай-тек Ричарда Роджерса и Нормана Фостера супруги решили отправиться в самостоятельное плавание по неспокойному морю архитектурного бизнеса.

Но ни их «Колесо Тысячелетия», ни другие проекты, по мнению жюри, не дотягивали до благородной задачи отразить миллениум. Газета объявила об отсутствии победителей, и тема была закрыта. Но не для наших архитекторов, уверенных в инженерном и коммерческом успехе своей идеи. Поскольку государственного заказа на колесо не вырисовывалось, решили искать частных инвесторов. И нашли – где бы вы думали? – в лице соседа Боба Эллинга, с которым Дэвид случайно заговорил об актуальном на тот моменте предмете – рассылке рождественских открыток. Весьма кстати Эллинг оказался директором British Airways, и с финансовой помощью известной авиакомпании колесо со скрипом сдвинулось с мертвой точки.

Не буду утомлять вас подробностями длительной эпопеи – каждый, кто хоть раз сталкивался с получением разрешения на строительство даже ничтожного сарайчика в Англии, знает, какие неприступные бюрократические барьеры окружают заветный документ под названием «planning permission». Что уж говорить о возведении в центре столицы, наискосок от Парламента, гигантской конструкции! Два года согласований с бесчисленными госслужбами и учреждениями, агентствами и историческими обществами, представителями всех 32-х районов столицы, встреч, дебатов в прессе – лишь когда все эти дантовы круги были пройдены, началось само строительство.

То был поистине интернациональный проект: стальные детали изготавливали в Голландии из британской стали, кабели – в Италии, подшипники – в Германии, спицы и ось – в Чехии, кабины и капсулы – во Франции и т.д. Для сборки и поднятия уникальной конструкции пришлось разрабатывать новые технические процессы: строили колесо по сегментам и переправляли их на баржах вверх по Темзе. Собирали тоже на реке – в лежачем положении на специальных баржах.

А когда закончили сборку, медленно, по 2 градуса в час, при помощи специальной системы подняли колесо вверх, в вертикальное положение. Общий вес – 2100 тонн, каждая из 32 капсул – 10 тонн. Правда, эффектно задуманный план торжественного запуска колеса в канун нового тысячелетия в присутствии важных гостей и первых пассажиров – местных жителей, восседающих в 32 капсулах, символизирующих районы столицы – пришлось отложить на месяц из-за неисправности одной из капсул. Но 31 декабря 1999 года Тони Блэр все же нажал заветную кнопку, и пусть и без пассажиров, колесо обозрения плавно тронулось в третье тысячелетие – навстречу своему успеху. Который сопровождает его и поныне – популярность и коммерческая рентабельность «Глаза» завоевали ему лицензию постоянного аттракциона города. Многие годы в «Книге рекордов Гиннесса» он гордо именовался «самым большим колесом обозрения в мире», лишь в 2008 году уступив первенство сингапурскому колесу Singapore Flyer. Однако по числу посетителей «Глаз» опережает знаменитый индийский дворец Тадж-Махал, Стоунхендж и египетские пирамиды – ежегодно на нем возносятся на 135-метровую высоту более 3,5 миллионов человек.

Если повезло с погодой, перед зрителями открывается захватывающая панорама, простирающаяся на 40 миль. За полчаса полного оборота колеса можно увидеть 55 достопримечательностей, включая виндзорскую резиденцию королевы. При этом яйцеобразной формы капсулы расположены так, что в поле зрения не попадает опорная конструкция. Скорость вращения колеса – 26 см в секунду; работает оно без остановок и может принять одновременно до 800 посетителей.

Можно долго сыпать цифрами по поводу технологических и зрелищных достоинств «Глаза», но и так очевидно, что колесо не только привлекает туристов со всего мира, но и стало своим для лондонцев. «Глаз» участвует во всех важных событиях города – от праздничных фейерверков и королевских свадеб до благотворительных акций и дней рождений, вечеринок и предложений руки и сердца над городом. В мае 2001 года «Глаз» принимал у себя первую свадьбу. За парой, сказавшей в небе «Да», наблюдали 5 миллионов зрителей популярного телеканала GM TV, транслировавшего волнующий момент в прямом эфире.

С тех пор свадьбы в празднично украшенных серебристых капсулах стали неотъемлемой частью жизни колеса. Под дружелюбным присмотром «Глаза» в два полных оборота укладывается и церемония регистрации, и горячие поцелуи, и ледяное шампанское, и поздравления родных и гостей (не более 25 в кабинке!), и фантастическая фотосессия на фоне постоянно меняющейся панорамы. Рождение новой семьи в небе – что может быть романтичнее. Похоже, роль свадебного свидетеля была уготована лондонскому «Глазу» судьбой.

 

The London Eye

Lambeth

London SE1 7PB

www.londoneye.com

Leave a Reply