Путешествие в мир танго
Танго очень популярно в наши дни. По всему миру открыто множество школ, проводятся конкурсы, фестивали, концерты. Но здесь я хочу сфокусироваться на музыкальной составляющей танго.
Мое первое знакомство с танго состоялось в середине 70-х, когда школьником я увидел феерический танец Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова «Кумпарсита» (La Cumparsita была написана Херардо Матосом Родригесом в Монтевидео в 1916 году). Мелодия танго обжигала своей страстью и заряжала мощной энергетикой, казалось, я очутился в ином невиданном ранее мире.
Дома часто «крутили» записи Оскара Строка на пластинке фирмы «Мелодия»: Оскар Строк. Танго (номер 33Д-034457-8). На одной стороне среди исполнителей были Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко и Юрий Гуляев, а на другой – более современные аранжировки и немного приджазованные версии в исполнении Георгия Гараняна и ансамбля «Мелодия». Уже много позже я услышал песни Оскара Строка в исполнении Петра Лещенко.
Оскар Давидович Строк (Oskars Stroks) родился на территории современной Латвии, в СССР неофициально назывался «королем танго» и был одним из наиболее выдающихся мелодистов среди советских композиторов.
Как-то у соседей по этажу был праздник, и они, выставив катушечный магнитофон на подоконник, делились с окружающими неофициальными записями «блатного» жанра. Так я услышал «На Дерибасовской открылася пивная» в исполнении Аркадия Северного. Позже я узнал, что изначально эта песня называлась El Choclo (Кукурузный початок) и написана была аргентинским композитором Ángel Villoldo в 1903 году. Она пережила не только «одесскую» трансформацию. В 1952 году был написан английский текст, и песня получила название «Kiss of Fire». Ее исполняли такие американские звезды, как Georgia Gibbs, Billy Eckstine, Louis Armstrong, Guy Lombardo. Новую версию с обратным переводом на испанский исполняли Connie Francis и Nat King Cole.
Прошло много лет, и в начале 90-х состоялась моя вторая встреча с танго, в его новой реинкарнации – Tango Nuevo. Это случилось на смежной территории между танго и джазом. Ко мне попали две пластинки: Al Di Meola «World Sinfonia» (1990 Tomato), на которой американский гитарист играл две пьесы Астора Пьяццоллы и запись самого Пьяццоллы с американским джазменом-вибрафонистом Gary Burton «The New Tango» (1987 Warner Bros.). Я тут же купил его более раннюю коллаборацию со знаменитым саксофонистом Gerry Mulligan «Tango Nuevo» (1974, Atlantic) и стал искать сольные записи Пьяццоллы.
Астор Пьяццолла (Astor Piazzolla) — аргентинский музыкант и композитор второй половины прошлого века, инноватор традиционного танго, один из родоначальников стиля нуэво танго (nuevo tango), обогативший его элементами классической и джазовой музыки. Пьяццолла играл на бандонеоне, разновидности гармоники с резким, порою пронзительным и щемящим звучанием. Бандонеон является наиболее характерным солирующим инструментом большинства составов танго.
Я заказывал пластинки Пьяццоллы в Аргентине и США, покупал их в виниловых магазинчиках Парижа и Рима. Это был не простой, но увлекательный поиск и новые открытия.
В списке рекомендованных пластинок от самого авторитетного русскоязычного специалиста по танго Дмитрия Великова из двадцати выдающихся танго альбомов – три записи Пьяццоллы:
1. переизданный альбом 1957 года Octeto Buenos Aires. Историческая запись, обогнавшая свое время. Две сессии, с которых по-настоящему началось tango nuevo;
2. Tristezas de un Doble A. Альбомов с таким названием у Пьяццоллы было несколько, но лучший – запись концерта в Вене в ноябре 1986 года (по словам Дмитрия Великова, «алхимия момента в ее чистейшем выражении»);
3. Finally Together. Astor Piazzolla & Osvaldo Pugliese live in «Carre» Amsterdam. Уникальная коллаборация, когда «два титана танго оказались вместе на одной сцене».
Вскоре я открыл имена и других инноваторов танго: записи бандонеониста и руководителя оркестра Анибал Тройло (Anibal Troilo) с гитаристом Роберто Грела (Roberto Grela), пианиста и композитора Osvaldo Pugliese, бандонеониста и композитора Eduardo Rovira, пианиста Atilio Stampone. Нуэво танго как губка впитало в себя фуги Баха, джазовые импровизации и ритмы рок-музыки, оставляя нерв, пульс и страсть. Характерный современный пример такой эклектики представляет интернациональная группа из Франции Gotan Project.
В последнее время я все чаще возвращаюсь к истокам танго. История никак не может поделить первенство рождения танго между Уругваем и Аргентиной. Я много слушаю «типичные» оркестры 30-50-х годов прошлого века. В первой половине ХХ века в джазе была эпоха биг-бэндов, играющих свинг. В Аргентине это было время оркестров типика (orquestas tipicas). Характерный состав включал в себя от одного до нескольких бандонеонов, струнную группу, фортепиано и контрабас. Наиболее яркие представители – лидеры таких оркестров: Juan d’Arienzo, Julio de Caro, Carlos Di Sarli, Anibal Troilo.
Хочется отметить ставшую уже библиографической редкостью книгу Павла Пичугина «Аргентинское танго» (Москва, издательство «Музыка», 2010) по истории возникновения танго и периоду до 50-х годов прошлого века. Она может оказаться уникальным подспорьем для погружения в мир танго.
В каждом жанре есть свои «короли». В танго это, безусловно, Карлос Гардель (Carlos Gardel) – аргентинский певец, композитор и актер. Одна из самых значительных фигур в истории танго. Датой рождения Карлоса Гарделя считается 11 декабря 1890 года, и этот день отмечается как Международный день танго. Ярчайший музыкант и личность. Жизнь его оборвалась в авиакатастрофе 24 июня 1935 года.
В Британии танго появилось на подготовленной эдвардианской эпохой почве примерно в 1912-1913 гг., прибыв из Франции. Хотя есть версии и про более короткий путь: напрямую через порты Буэнос-Айреса. По сравнению с модным тогда вальсом, танго предполагало больший контакт танцоров и элементы импровизации и вскоре стало очень популярным. В Британии пик пришелся на период между двумя мировыми войнами.
Музыка танго продолжает жить и развиваться. За свою более чем столетнюю историю она прошла значительную эволюцию, но не потеряла своих корней и идентичности. Классические и джазовые музыканты часто исполняют интерпретации пьес Астора Пьяццоллы. Вы можете неожиданно встретить элементы танго даже в современной электронной музыке. Но все так же свежо и завораживающе звучат лучшие произведения «типичных» оркестров или голос Карлоса Гарделя и сейчас.
Попробуйте сами совершить путешествие в загадочный и страстный мир танго. Уверен, вы не пожалеете.
Автор выражает благодарность Дмитрию Великову за помощь в подготовке данного материала.