Авангард, соцреализм и осень в Леонтьевском переулке
В Москве в конце сентября то ли осень, то ли лето. Температура под 30 градусов тепла, но листва уже пожелтела, а цветы еще не отцвели. Многоцветная круговерть солнца и сияние красок. Открывшаяся биеннале современного искусства словно органическое продолжение природы. Нарядные, на вид беззаботные люди, пузырьки шампанского. Как всегда новаторские потрясающие выставки у Ольги Свибловой в МАММ, Павла Пепперштейна «Будущее, влюбленное в прошлое», Михаля Ровнера «Смещения», AES+F «Inverso Mundus». Грандиозная кульминация биеннале – ретроспектива Андрея Бартенева «Скажи: я тебя люблю!» в МОММА у Василия Церетели, курируемая им и Свибловой. Красиво, архи-профессионально, празднично. Богато.
Я не спеша еду домой по Леонтьевскому переулку, улыбаюсь и обдумываю заветную мысль. Неужели вот оно, неужели и в России появился наконец рынок современного искусства – то есть спрос и интерес к будущему страны? Ну, и возможность для художника реализоваться в материальное. Мелькнули за окном бывшая городская усадьба Позднякова-Юсупова, типография Мамонтова, Кустарный музей Морозова и, конечно, 12 дорических колонн и барельеф на лоджии особняка князей Мещерских. В революцию, между прочим, здесь располагался Дом работников просвещения и искусств. В этом доме по сути дела началось и закончилось Советское искусство. А дело было так…
Андрей Бартеньев. ММОМАВ 1922 году в этом самом доме на закрытии последней 47-й выставки Товарищества передвижников его председатель Павел Радимов произносит пламенную речь. Называлась она «Об отражении быта в искусстве» и ставила реализм поздних передвижников в образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятного народным массам». Суть же ее сводилась к следующему – если не остановить воинствующих и практически победивших наркомпросовских комиссаров-авангардистов и им сочувствующих, типа Малевича, Шагала, Лисицкого, Чашника, Пуни, Маяковского, Штеренберга и прочих, контролирующих практически все печатные средства, да и всю культурную политику большевиков, то с парaхода современности сбросят не только станковую живопись, но и их самих – заслуженных классиков-реалистов, столько сделавших и для народа, и для всей России в целом. И старики решили дать отпор. Авангарду была объявлена война.
В АХРР – ассоциацию художников революционной России – вступило практически все Товарищество, то есть классики русского реализма, а бывший председатель Товарищества Радимов возглавил новое объединение. Так, членами АХРР стали А.Е. Архипов, Н.А. Касаткин, В.К. Бялыницкий-Бируля, В.Н. Мешков, Е.И. Столица, К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, Г.М. Манизер, С.Д. Меркуров, Н.В. Крандиевская, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, К.С. Петров-Водкин, А.А. Рылов и многие другие.
Вдобавок, со временем все укрепляющая свои позиции организация активно вбирала в себя более мелкие художественные объединения. В 1924 году в АХРР вошли члены Нового общества живописцев, в 1926 году – группа бубновалетовцев, в 1929 – художники из объединения «Бытие», в 1931 – из общества « Четыре искусства». В 1926 году в АХРР в полном составе вошли « Московские живописцы». В 1931 году ряд членов ОМХ (Общества московских художников) перешло в АХР, из-за чего московское общество распалось.
Борьба с авангардом как с «вредоносным течением» носила не просто этическо-эстетический характер. Это был вопрос выживания, вопрос пайков и жилья, вопрос, по сути, жизни и смерти. А раз так, маститые художники, бывшая великая художественная элита бывшей великой страны готова была идти на компромиссы с большевиками – чтобы не только выжить, но и победить. Так, исподволь и начали формироваться отношения с новой властью, вылившиеся в конце концов в запрещение всех художественных объединений акромя Союза и провозглашение соцреализма как единственно возможного метода. В 1932 на основе АХР будет создан Союз художников СССР. За что боролись, то и получили…
Павел Пепперштейн. «Будущее, влюбленное в прошлое»С самого своего основания Ахровцы развели бурную деятельность. 1 мая 1922 года на Кузнецком мосту в лучших традициях Товарищества открылась «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», первая выставкой АХРР. Так, со дня основания художники заручились моральной и значительной материальной поддержкой со стороны руководства Красной армии Ворошилова. Вообще же за время своего сущестования АХРР в одной только Москве провел около 70 выставок. Причем именно ахровцы ввели в свою практику тематический принцип выставок: «Жизнь и быт Красной Армии», «Жизнь и быт рабочих», «Революция, быт и труд». Художникам подпевали поэты. «На канон я гляжу, как на молнию гусь./ Не учен. Не понятно./ В светотенях не смыслю, увы, ни аза,/ Знаю только: вот это смотреть мне приятно,/ А вот это мне режет глаза (Демьян Бедный, 1925 год, к VII выставке АХРР).
М.Греков. В отряд к Буденому. 1923У АХРР также было свое издательство, выпускавшее журнал «Искусство в массы» (1929–1930), цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. Всего увидели свет около 800 открыток. В Москве при АХРР имелась художественная студия, а по всей России – десятки отделений.
Странная шутка истории. Русский авангард победил реализм во всем мире. Западное искусство по сути до сих пор живет и доживает именно по вектору, заданному русским авангардом. Только на родине все сложилось иначе. Бросив вызов традиции и нутру, авангард практически мгновенно засох на корню. Отчасти поэтому все никак и не оживает в России современное искусство…
Ну вот наконец и приехала… Теперь я буду ждать весны и Пасхи…
ММОМА
Андрей Бартенев. «Скажи: я тебя люблю!»
30.09–8.11.2015
Понедельник-воскресенье: 12:00–20:00
Четверг: 13:00 – 21:00
МАММ
Михаэль Ровер. «Смещения»
18.09–21.11.2015
AES+F. «Inverso Mundus»
9.09–1.11.2015
Павел Пепперштейн. «Будущее, влюбленное в прошлое»
18.09–1.11.2015
Ежедневно, кроме понедельника: 12:00–21:00