Кино

«Сострадательный шпион» — история о любви и шпионаже ученого

Незадолго до «Оппенгеймера» Кристофера Нолана, который должен выйти в июле, про одноименного физика и атомное оружие, вышел захватывающий документальный фильм Стива Джеймса про человека, Теда Холла, который признался в 1998 году — за год до своей смерти — в том, что передал ядерные секреты СССР во время работы над Манхэттенским проектом. Нанятый как 18-летний гений Гарварда, он пришел к выводу, что монополия США на бомбу будет угрожать глобальной стабильности и будущему человечества.

«Хорошо бы гордиться, но я не гордый человек», — говорит семидесятилетний Холл в интервью, снятом незадолго до его смерти в 1999 году. Практически спустя столетие после его самой исторически значимой работы простое предположение о гордости за его действия вызывает лишь покорность. Только в последние два года своей жизни Холл публично признал свою роль атомного шпиона во время Второй мировой войны. Он до конца считал, что это был правильный поступок, в то время как таблоиды трубили во всю об измене. Только лишь спустя два десятилетия «Сострадательный шпион» дает более уравновешенное описание мотивов его поступка.

По словам Холла, речь шла не столько о помощи одной стране, сколько о «предотвращении всеобщего холокоста, который затронет весь мир».

Хотя по-прежнему чувствуется теплое присутствие Холла в фильме Джеймса через откровенные, скромные архивные интервью, нашим главным рассказчиком в этом фильме является его жена Джоан. Ей сейчас за девяносто, но она все ещё остается дерзкой, самосозерцательной рассказчицей. К Джоан относятся не только как к проводнику своего покойного мужа, но и как к полностью убедительной, самостоятельной фигуре. Это делает документальный фильм не просто биографией одного человека, а трогательным исследованием интимности брака и внешнего давления. «Нонконформист, держащийся подальше от чужого нонконформизма, — так она описывает своего мужа. — Я забыла сказать, что он красивый?»

Брат Холла, Эдвард, разработал межконтинентальную баллистическую ракету, предназначенную для перевозки полезной нагрузки. В конечном счете, это может нанести слишком большой ущерб ядерной программе США, если копание в грязи ФБР заденет его ведущего ученого-ракетчика.

Одна опущенная деталь состоит в том, что Холл умер от рака почки, без сомнения, в результате обращения с плутонием, но не раньше, чем сделал несколько резких предупреждений о распространении оружия и опасностях Америки, держащей палец на ядерной кнопке.

Джеймс заканчивает свой фильм напоминанием о том, что угроза ядерной войны все ещё с нами, в титульном листе говорится, что ни одна из девяти ядерных держав мира не подписала договор ООН 2021 года о запрещении ядерного оружия. То, что их девять, а не одна, является неоднозначным наследием, которое Холл разделяет со своими коллегами-атомными шпионами: «Сострадательный шпион» убедительно доказывает, что в количестве есть как безопасность, так и опасность.

По материалам: The Guardian, The Hollywood Reporter, Variety