Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Кино

Смотри с Маргаритой Баскаковой. Куда бежал капитан Волконогов

5 декабря 2021 года, в Лондоне, в Theatre Royal Haymarket  были объявлены лауреаты международной премии «Золотой Единорог». Фаворитом стал фильм «Капитан Волконогов бежал». Куда и зачем он бежал разбирается Маргарита Баскакова.

Russian Film Week в Лондоне открывал фильм, который равнодушных в зале не оставил.

Почему именно Волконогов? Потому что волка ноги кормят? Намек на серого волка, на падальщика, на тотем, на сумеречный мир, частью которого являются в сказаниях серые братья? Точно не известно, но фильм «Капитан Волконогов бежал» очень сказочный в самом буквальном смысле. В самом животном, примитивном — человеческом и немного библейском. Мифологическое сознание человека любит делить мир на хороших и плохих, но самое забавное, что хороших людей в фильме нет. Есть пострадавшие, есть сомневающиеся, есть фанатичные, есть трусливые. И трусливых большинство: одни в ад бояться попасть, другие боли, третьи показать слабость, четвертые… И вот из-за трусости человеческой…

На сказочной тропе героя картины клубочек, в виде папки со списком репрессированных, разматывается в шикарных интерьерах Петербурга — с люстрами, лепниной, лестницами, где «силовики-чекисты-гэбэшники-репрессанты», называйте как хотите, одеты в кумачово -красные спортивные костюмы а ля адидас, короткие кожанки и охрененные бутсы, пацаны все коротко стрижены и даже бриты налысо, похожи, как близнецы, и ведут себя как гопники. В них нет рефлексии, и чувство они вызывают такое же, как если бы шпану в темном переулке встретили: страх и омерзение. Но как поют, черти, как поют. Аки херувимы.

Главный герой очень не хочет, чтобы ему в аду кишки на кулак наматывали, как остальным его уже туда угодившим сотоварищам, а потому бежит за заветным спасением, бежит и бежит, как волк, которого гонят, и кажется, что никуда ему за красные флажки не вырваться. Но загнанный и таки прощенный Федя Волконогов осознает, что нет ему ни спасения, ни прощения, а от самого себя не убежишь. И вот за всех тех, кто после применения особых методов получил пулю в затылок, за всех тех, кто с фанатичной уверенностью эти методы применяет и выпускает пули, капитан жертвует собой — бросается с крыши вниз и живописно приземляется затылком на асфальт, выступая в роли искупления для других, для тех кто в темноте, за заборами и катакомбами — да, у Питера есть черная, обшарпанная и нелицеприятная сторона.

Если бы этот фильм вышел в начале нулевых — он бы взорвал реальность. Весь этот кич, фантасмагоричность, лубочность подачи и размышлений — характерны для того периода. Кстати, операторская работа прекрасная: крупные планы, контрастность, полетность — все там есть. И клиповость, клиповость, клиповость… Радиохедовость даже немного.

Отдельная прелесть — костюмы. Костюмы и декорации фактически и есть главные герои фильма. Нет только фишки. Режиссерской фишки, харизмы, кристальности. Как у Балабанова, например, затрагивающего сложные и больные темы, (кстати, а не оттуда ли эстетика?), но затрагивающего филигранно, изящно и душевно — гениально.

«Волконогов» актуален, Волконогов визуально интересен, Волконогов про важное, Волконогов вызывает противоречивые чувства и диспуты, но попадет ли он в разряд культовых — большой вопрос. Потому что Волконогов затянут, топорен и предсказуем до оскомины. И, нет, в рассказе о том, как он умер нет спойлера. Финал этот понятен изначально и логичен. Почему?


Вернемся к сказке. А в том, что это сказка с хорошим концом сомнений нет. Великий Бахтин и Великий Пропп очень подробно в своих литературоведческих трудах описали морфологию сказки: ее структуру, задачу, символизм. И вот Волконогов и побежал по сказочному этапу Бахтина и Проппа, натыкаясь на разных второстепенных героев, у которых в избушках свои погремушки. Погремушки гротескные, образы очерченные, без примесей, лубочные такие. И для людей знакомых с трудами апологетов фольклористики видна эта траектория Фединого бега, как белая нитка на красном кумаче. И поэтому драйва нет. А для людей не знакомых с трудами — эта нитка не видна совершенно и поэтому, куда и почему именно так Федя бежал понятно смутно.

Но вот чего у фильма не отнять — это дирижабля, кита воздухоплавания, чуда начала ХХ века. И герой, сняв красные штаны, бежит переодетый в летный комбинезон, как будто хочет оседлать чудо света. На дирижаблях писали рекламу, с них кидали листовки, дирижабли — ака манифестной сущности создания. И в фильме, где дирижабль стабильно мелькает каждые 15 минут, так же стабильно мелькает манифест. Большой, крупногабаритный, яркий, и простой в своей форме и механике манифест — на скрижалях кровью написанный.

 
Обладателями премии  «Золотой Единорог»-2021 стали:

Лучший фильм – «Капитан Волконогов бежал», реж. Н.Меркулова, А.Чупов

Лучший сценарий – «Капитан Волконогов бежал», реж. Н.Меркулова, А.Чупов

Лучший дебют – «Иваново счастье», реж. И.Соснин

Лучший короткометражный фильм  – «Обещания»,  реж. Л. Влади

Лучший документальный фильм – «Амурская голгофа», реж. Ю. Серьгина

Лучший иностранный фильм с российской тематикой – «Кровопийцы», реж. Ю.Радльмайер (Германия)

Лучший документальный фильм о России – «Будьте здоровы», реж. Т. Чистова (Польша)

Лучший восходящий талант – Полина Гухман («Маша»)

Лучшая актриса – Светлана Ходченкова («Другое имя»)

Лучший актер – Юрий Борисов («Капитан Волконогов бежал») 

Лучший анимационный фильм – «Ганзель, Гретель и Агентство Магии», реж. А. Цицилин

Лучшая актерская работа в международном проекте (премия от Casting Bridge)  – Александр Кузнецов


 

По завершении церемонии вручения премии гости переместились на афтепати в бутик-отель Rockwell в лондонском районе Южный Кенсингтон, где в менее формальной обстановке смогли обсудить свои впечатления от церемонии и завершившейся Russian Film Week.

 

Маргарита Баскакова
Маргарита Баскакова