Шарлотта Перриан: дизайнер-первопроходец
Новая ретроспективная выставка в лондонском Музее дизайна Сharlotte Perriand: The Modern Life чествует Шарлотту Перриан (1903–1999) – одного из ярких новаторов-первопроходцев в интерьерном и мебельном дизайне XX века. Перриан не просто шла в ногу со своим временем – она формировала его. Талантливый французский архитектор и дизайнер, она сотрудничала со многими выдающимися мастерами – Ле Корбюзье, Пьером Жаннере, Фернаном Леже и Жаном Пруве. Но, как это нередко случалось в истории, долгое время оставалась в тени своих коллег-мужчин.
Когда 24-летняя Шарлотта попыталась устроиться на работу к знаменитому французскому архитектору Ле Корбюзье, то получила на свою заявку едкую резолюцию: «Мы здесь не вышиваем подушки».
Но Перриан это не смутило – всего несколько месяцев спустя она самостоятельно выставляет свои работы на Осеннем Салоне 1927 года в Париже. Представленный Шарлоттой «Бар под крышей» (Bar Sous le Toit) вызвал положительный отклик художественных критиков. При этом использование молодым дизайнером в конструкции эффектного соединения гладкого хрома, алюминия и никеля, блестяще воплощало ту самую идею машинной эстетики, к которой стремился Ле Корбюзье. Так что посетивший выставку метр без колебаний предложил Шарлотте Перриан работу в своем знаменитом ателье на рю-де-Севр, 35.
Более 10 лет проработала она с Ле Корбюзье и Пьером Жаннере, став соавтором многих вневременных вещей – включая знаменитое кресло Grand Confort, убедительно доказав скептикам, что роль женщины в дизайне не ограничивается вышивкой и кружевами. Сотрудничая с Ле-Корбюзье, Шарлотта привносит в его строгий рационализм «дома как «машины для жизни» особую эстетическую ценность чувства прекрасного, открывает и использует новые материалы.
Подобно большинству пионеров модернизма, Перриан была убеждена, что мебель должна быть минималистичной, комфортной и относительно недорогой, изготавливаться в промышленных масштабах и быть доступной обычному человеку. Что отличает ее творчество от многих – так это то, что француженка не сводила свои объекты к схемам из металла, уделяя большое внимание в своей мебели пластике и тактильности. Так, начав с промышленной хромированной мебели в духе эстетики автомобилей и кинематографа, уже в 1930-е Перриан разрабатывает мебель, вдохновленную природой – со свободными формами и органическими изгибами. Идея «Единения с природой» стало для дизайнера доминирующей концепцией, во многом вдохновленной ее пребыванием в Японии во время Второй мировой войны; Перриан использует в дизайне мебели дерево, плетеную солому, бамбук, приемы ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства.
Шарлотта много путешествовала по миру – в основном самостоятельно – в те годы немалый подвиг для женщины: в одиночку ездила в Москву, Бразилию. Была свободной, невероятно динамичной, независимой, уверенной в себе личностью – как в творчестве, так и в жизни. Большое значение уделяла спорту и путешествиям, исповедуя постулат – здоровый человек находится вне дома. Говорила: «лучше провести день на солнце, чем вытирать пыль со своих бесполезных предметов “. И не только говорила – отражала эти идеи в своем дизайне, уже в 1950-годы разрабатывая дизайн модульной мебели: полки и шкафы в комплектах, из которых можно самостоятельно собирать разнообразные конструкции.
Перриан предпочитала называть себя «архитектором интерьеров», полагая, что этот термин точнее соответствовал ее стремлению «строить изнутри». Дизайнер считала, что архитектуру и мебель необходимо разрабатывать вместе, чтобы достичь концепции «искусства жизни».
Сама страстная лыжница, Шарлотта стала ведущим создателем одного из самых узнаваемых горнолыжных курортов в мире – Лез-Арк во Франции (Les Arcs 1600, 1967-69 гг). Многие считают этот грандиозный по тем временам комплекс прототипом больших горных курортов и кульминационной точкой в карьере Перриан. Француженка стремилась, чтобы здания, вмещающие в общей сложности до 30 000 человек, органично вписались в горный ландшафт.
Конечно, при такой плотности жильцов комнаты получились небольшими, но Шарлотта всегда придавала огромное значение тому, чтобы сделать даже скромные по размерам пространства максимально просторными, удобными и современными. Она предусмотрела, чтобы из каждой комнаты в Лез-Арк открывался вид на горы; впервые предложила кухню-гостиную открытой планировки, а также сборные кухни и ванные комнаты
«Жилища должны быть спроектированы не только с учетом требований к материалам; они также должны создавать условия, способствующие гармоничному равновесию и духовной свободе в повседневной жизни людей», – утверждала Шарлотта Перриан.
Charlotte Perriand: The Modern Life
До 5 сентября 2021
Design Museum
224-238 Kensington High St,
London W8 6AG
www. designmuseum.org