Вокруг света

Рестораны Санкт-Петербурга

В мире все держится на противостоянии — черного и белого, севера и юга, популярного и классического. Соперничество двух российских столиц ­ скорее шутливое, на уровне шпилек ­ иногда приобретает форму серьезных споров и ожесточенных дебатов. Поскольку я москвич от рождения, мои отношения с Cеверной столицей складывались не всегда гладко.

Первый раз я поехал в этот город еще в советское время. Как ни старалась мама вызвать мое восхищение Ленинградом, архитектура, улицы, проспекты, парки и музеи меня интересовали намного меньше, нежели ленинградский магазин «Детский мир».

Город в конце 80­х производил гнетущее впечатление своей дряхлеющей былой красотой, отчетливым ощущением того, что все лучшее и великое – в прошлом и ничего уже с этим не поделать. Обваливались фасады, дряхлели парки, везде были очереди в унылые заведения и магазины. В Москве в то время тоже было все не слава богу, но мои детские глаза подмечали, что Москва как­то «снабжалась» получше.

Каждый молодой москвич, не бывавший в Петербурге, благодаря школьной программе по литературе хорошо знает Петербург Достоевского ­ город грустный, с плохой погодой, холодом, одиночеством, с преступлением и наказанием, безнадежностью. Именно такие ожидания меня долго ограждали от идеи «съездить в Питер».

Все поменялось как­то неожиданно, уже в 2000­х, когда на «нейтральной» эстонской территории в компании я случайно познакомился с очаровательными жизнерадостными ребятами из Питера, с которыми дружу и по сей день. С этого началось мое повторное знакомство с этим городом. Мне было необходимо исколесить Европу, чтобы почувствовать исключительное превосходство Петербурга – поистине самого грандиозного «национального проекта» династии Романовых. В каждом доме, фасаде, парадном, проспекте, улочке и мостике глаза стали видеть красоту, роскошь, мощь, исключительный стиль и утонченный европейский вкус. Представляю, сколько было зависти к жителям Северной Пальмиры Российской Империи со стороны уважаемых европейских королевских домов.

Питерцы о своем городе, домах, улицах, людях часто говорят как профессиональные гиды. При этом москвичи реагируют на такие рассказы неоднозначно и зачастую называют питерцев снобами, считающими, что живут они в центре духовности и культуры. А как себя чувствовать, когда каждому ленинградцу на протяжении нескольких поколений еще в детском саду вдалбливают, что для того, чтобы познакомиться со всеми выставленными экспонатами Эрмитажа, потребуются годы, а уже с первого класса школы — что в запасниках Эрмитажа еще больше сокровищ, чем выставлено для посетителей? Абсолютно нормально на вопрос «Где ты живешь?» услышать: «В доме Некрасова, Набокова или Блока»

На мое восприятие этого города, безусловно, повлияла московская современная действительность. В то время как в Петербурге под неустанной критикой худо­бедно, но все­таки проводили реставрацию, в Первопрестольной же занимались евроремонтом, превращая город в один большой безликий торговый центр.

Петербургу сильно повезло, когда советскую столицу перенесли в Москву, что превратило ее из русского древнего города в пролетарский. Ладно бы монументальный сталинский ампир, но правление советских лидеров с периферии, не любивших или не чувствующих московский дух, привело к уничтожению московского стиля и насаждению исторического центра страшными, безликими блочными домами. Последние московские властители, может, и любят искренне Москву, и работают на благо города, как они считают весьма искренне, в соответствии со своим вкусом или вкусом своих домочадцев и родственников. Проблема в том, что последний у них сильно не развит или напрочь отсутствует.

Рефлексирующим интеллигентам свойственно все критиковать. Именно этим с удовольствием занимаются в обеих российских столицах. Постараюсь объективно дать свою субъективную оценку кое­чему увиденному мною в городах­героях Ленинграде и Москве во время моего последнего новогоднего визита.

Улицы золотого треугольника исторического центра Петербурга выложили мрамором и гранитом, в то время как в Москве, экстравагантно борясь с пробками, перестелили тротуары дешевой бетонной плиткой. Ну неужели нельзя было заработать московским воротилам на ценных породах камня?

Примером здесь еще может послужить замена старинных чугунных длинных парковых скамеек во всех скверах и бульварах Москвы на дешевые, страшные и неудобные седалища. Понятно, что кто­то толкнул чугун, а кто­то получил заказ на изготовление фуфла. Печально! Вполне возможно, что вырученных денег участникам этого «распила» с лихвой хватило на покупку недвижимости в районе Гайд­парка, где теперь они и обитают, восхищаясь историческим нетронутым ландшафтом.

Новогодние украшения центральных улиц обеих столиц при схожести бюджетов резко отличаются по внешнему виду и вкусу. Невский проспект украшен по­европейски, элегантно, с размахом, не уступающим, скажем, Regent Street. Москва же со своими модернистскими елками c нервной иллюминацией выглядит нелепо и уныло и тянет скорее на областной центр, нежели на столицу огромной страны.

Петербург освещен очень ярко, что, конечно, может быть скромным утешением горожанам, живущим в основном в потемках, ведь светает теперь где­то в 10.30 утра после недавних президентских экзерсисов со временем.

Те, кому доводилось останавливаться в гостиницах Петербурга и Москвы ­ скажем, в «Астории» или в московском «Рице», ­ наверное, тоже заметили, что в Северной столице в room service и house keeping в основном работают питерцы, в то время как в московских пятизвездочных гостиницах в этих службах состоят в основном выходцы из центральноазиатских республик. Каково же было мое удивление, когда завтрак в номер отеля «Риц Карлтон» мне принесла наша бывшая малярша из Таджикистана, которая когда­то плохо покрасила фасад нашей дачи. Оба подумали, что увидели привидение (одно в халате, другое с подносом и в переднике).

Многие москвичи считают, что в Петербурге много недорогой вкусной еды, а по­настоящему хороших ресторанов высокого уровня нет. Это неправда. Скорее в Питере есть то, чего уже практически не осталось в Москве, ­ частных ресторанчиков и кафе, которые не входят ни в какие сети и все в них зависит лично от хозяев, а не от бизнес­групп и решений ресторанных холдингов. В Москве, в центре, владеть рестораном и не являться частью большой группы стало практически нерентабельным. Ну а что касается респектабельных заведений и ресторанных холдингов Петербурга, таковых целое множество, московским рестораторам достойный ответ и вызов. Петербург ­ это ближайшее от Москвы место, куда стоит ездить гулять и тратить деньги.

Terrassa

Отличный Гинза-проект c видом на Казанский собор. Меню – гастроно-мическая экскурсия по земному шару. Сюда можно смело идти практически за всем: стейки, рыба, паста, хачапури, дим самы, суши, сашими и прочее, и прочее. Редко бывает, что все одинаково ровно и вкусно, но здесь именно так. На огромной кухне, отделенной стеклом, я насчитал двадцать поваров, которые отлично знают свое дело. Говорят, сюда регулярно захаживала тетя Валя. Отличное соотношение интерьера, цены и качества. Летом – всем на открытую террасу, любоваться видом.

Казанская ул., 3
Рейтинг автора – *****

Антрекот

Французский ресторан группы «Пробка». Меню разнообразное, антрекот превосходный, тартар тоже. Во всем чувствуется какая-то интеллигентная, культурная атмосфера. Сюда стоит идти, если вам не по душе большие шумные места вроде Terrassa, особенно если вы франкофил.

Большая Морская, 25
Рейтинг автора – *****

miX in St. Peresburg

Для тех, кто не хочет чувствовать традиционный питерский флер, легендарный Ален Дюкасс открыл гастрономический ресторан с шефским столом в новой дизайн-гостинице W. Десерты производят впечатление: домашние профитроли и хрустящее пралине Людовик XV. На основное возьмите тюрбо с черным трюфелем.

Вознесенский проспект, 6 W Hotel
Рейтинг автора – *****

Гостиная Ротонда

Из окон «Ротонды» открывается великолепный вид на Исаакиевский собор и площадь перед ним. Это лучшее место для позднего завтрака с бокалом шампанского, плавно перетекающего в чаепитие – с 15 часов и до 17.30 в «Ротонде» устраивают «послеобеденный чай» с блинами, пирогами и тортиками.

Большая Морская, 39 Гостиница «Астория»
Рейтинг автора – *****

Leave a Reply