Книги

Книжный мир. Февраль 2012

Все праздники отмечены, отпуска отгуляны, шампанское выпито, так что пора поговорить на более серьезные темы. Ровно год назад, в феврале прошлого года, президент Египта Хосни Мубарак ушел в отставку после более чем тридцатилетнего правления. К тому моменту так называемая «арабская весна» уже бушевала в Северной Африке почти два месяца, первой ее жертвой стал президент Туниса Зин аль Абидин бен Али. В декабре 2010 года продавец овощей поджег себя после того, как местная полиция отобрала у него телегу, на которой он продавал овощи, лишив его средств к существованию. После неудачных попыток получить свой товар обратно Мохаммед Буазизи решился на последнее. Его смерть через несколько дней собрала толпы по всей стране, люди вышли на улицы, потому что им надоела коррупция в стране, они требовали демократии. Так все началось более года назад и до сих пор продолжается на Ближнем Востоке. К сожалению, в процессе погибают люди, разрушается инфраструктура и создается хаос в мире. Большинство на Западе, конечно, считает, что это очень позитивное развитие событий, что диктаторов надо свергать и мир будет лучше, если у всех будет демократия. К сожалению, будет ли везде демократия пока непонятно. В четырех книгах, которые я подобрала в этот раз, историки и журналисты пытаются объяснить, что происходит и чего же нам следует ожидать.

Egypt of the Brink
by Tarek Osman

Yale University Press 2011

Тарек Осман – египетский автор и журналист. В книге «Египет на краю» автор помогает читателю понять революцию в Египте в контексте истории страны. Очень сложно ведь понять, почему недовольны люди и что конкретно спровоцировало восстание, не зная культурного и политического наследия страны. Книга написана не как обычный учебник истории в хронологическом порядке, а разделена на темы, в каждой из которых автор объясняет суть проблемы и приводит немного истории. Одна из глав – про исламистов в стране, что интересно в данном контексте, потому что прихода к власти исламистов очень боится Запад. А по результатам местных выборов уже получается, что больше всего голосов набрали именно «Братья-мусульмане». Эта глава помогает понять историю этого движения и что оно собой представляет. Также интересны главы про христиан в стране и отдельная глава про молодежь. Такие факторы, как безработица и проблемы с системой образования, выводят молодых людей на улицы. Большинство хотело бы получить работу после школы или университета, зарабатывать деньги и иметь возможность вступить в брак, а в результате многие живут с родителями без каких-либо перспектив. В заключение автор говорит, что, несмотря на то, что после революции у армии все равно остается много власти, есть несколько факторов, которые со временем повлияют на структуру власти в стране, и есть надежда, что власть армии уменьшится. Конечно, присутствие исламистов с их борьбой за доверие молодежи беспокоит не только Запад, но и многих образованных и либеральных египтян, но именно «Братья-мусульмане» смогли повернуть революцию в свою пользу. Но, как считает автор, отсутствие опыта власти у исламистов, ситуация в регионе, внешняя политика по отношению к соседям, экономическая ситуация и, самое главное, конституционные решения в стране положат начало следующему этапу развития страны, детали которого на данный момент предугадать сложно.

Libya: From Colony to Revolution
by Ronald Bruce St John

One World Publications 2011

После Египта последовала Ливия. В результате продолжительного восстания с помощью бомбежек НАТО и международного внимания повстанцы свергли лидера-диктатора Муаммара Каддафи, который более сорока лет правил страной. О Ливии в мире обычно знают меньше, чем о Египте. Египет все-таки был популярен у туристов и очень многие годы привлекал студентов в престижный Американский университет в Каире. С Триполи сложнее. В течение 42 лет правления Каддафи Ливия была мировым изгоем. Сначала потому, что считалось, что Каддафи изготавливает химическое оружие, потом из-за поддержки мирового терроризма и так далее. Но в какой-то момент Каддафи «помудрел» и решил, что с Западом лучше дружить. Тут же последовала финансовая помощь от Америки, приглашения на международные саммиты, куда он приезжал со своим бедуинским шатром, приводя в шок местных жителей. Но никто в основном ничего не говорил, и на нарушение прав человека в стране глаза тоже все закрывали. До начала восстания. Все, что случилось после, нам уже более знакомо. Автор этой книги – известный ученый, который все жизнь занимается Ливией. В этой книге он смотрит на Ливию не только нашего века, а с самого начала, с ранней истории, которая началась до нашего века. Сент Джон рассказывает об истории страны, пытаясь ответить на вопросы, которые мучают аналитиков с самого начала восстания: смогут ли ливийцы продвинуть демократию или страна опять вступит в длинную историю деспотов и колониалистов.

After the Arab Spring
by John R Bradley

Palgrave Macmillan 2012

Эта книга – глоток свежего воздуха. После всего позитивного, что мы узнаем об «арабской весне» изо дня в день из газет, по радио и телевидению, интересно читать, что есть и противоположная точка зрения. Автор книги – Джон Р. Брэдли, журналист, который уже долгое время живет на Ближнем Востоке и свободно говорит по-арабски. Главный тезис этой книги – несмотря на то, что все революции в арабском мире вроде как и начинала молодежь, борющаяся за демократию, в процессе восстания революции были захвачены исламистами, а жизнь с исламистами вряд ли будет лучше для всех. Самый интересный пример – Тунис. Автор рассказывает, что раньше столица Туниса, город Тунис, была его самым любимым городом в этом регионе. Сюда он приезжал, чтобы избавиться от культурной убогости Саудовской Аравии, расслабиться в современной атмосфере, где можно было свободно общаться с людьми на улицах, а девушки и женщины прогуливались по улицам в джинсах и футболках. Вернувшись в Тунис после революции, автор был поражен присутствием на улицах женщин в паранджах и мужчин, которые начали отращивать бороды, как это обычно делают поклонники более строгого ислама. Во время погромов был убит католический священник польского происхождения, у главной синагоги страны можно было слышать антисемитские призывы, а еще одну синагогу в другом городе подожгли, и в пожаре пострадали редкие издания Торы. Автор не говорит, что свергнутый президент страны был без греха, – например, в стране в течение многих лет усиливалась коррупция. Но Брэдли считает, что свободы у людей было больше, а общество было более современным и светским. Примерно такую же ситуацию автор рисует и в Египте, где одна из главных организаторов защиты прав человека сказала, что нарушений в стране после революции стало больше, чем было при Мубараке. По словам Брэдли, это не сюрприз. Вопрос в том, что же будет дальше. Автор считает, что ничего хорошего. А нам остается только смотреть и ждать.

The Arab Revolution
by Jean-Pierre Filiu

C Hurst & Co Publishers 2011

Жан Пьер Филиу – французский академик, который уже много лет изучает Ближний Восток. Он как никто понимает, что об истории нельзя делать преждевременные выводы. Поэтому вместо выводов об «арабской весне» он предлагает читателю десять уроков о произошедших революциях в качестве скромного дополнения ко всему уже сказанному. Один из главных уроков этой книги – то, что независимо от того, кто придет к власти после всех выборов и референдумов в этой части света, новые правительства столкнутся с теми же проблемами, из-за которых люди свергли их предшественников. Им все равно придется создавать рабочие места для растущего количества молодежи, все равно надо будет строить жилье и современную инфраструктуру. История развивается быстро, но битва за демократию в какой-то момент может приостановиться, люди вернутся к нормальной жизни, и только тогда станет понятно, что будет происходить дальше. Эта книга также рассматривает тему исламистов. Филиу говорит, что в этот раз все восстания были осуществлены вне религии. Но в отличие от Джона Брэдли, он считает, что исламисты потеряли свою легитимность после восстания, потому что не только не смогли его предсказать, но и не стали его лидерами. Хотя эта теория тоже зависит от развития событий в Египте, так как пока «Братья-мусульмане» лидируют там на выборах и все еще могут прийти к власти. Но эта теория все равно интересна, и автор развивает ее и пишет про другие исламистские движения и террористические организации. В заключение книги – самая главная мысль этой темы: для арабского мира прошлый год был только началом. Самое интересное – впереди!

Leave a Reply